Третий параграф Устава РПЦ гласит:
3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
В этой формулировке две принципиальные ошибки.
Во-первых, Устав игнорирует принцип добровольности вхождения в церковь. Ведь не только в других странах, но и в самой России существуют разные православные церкви, например, старообрядческие. Если б речь шла только о членах приходов и общин Русской православной церкви, возражений не было бы.
Во-вторых, в Устав вводится понятие «канонической территории», которое не имеет ни юридического, ни церковного смысла. Если бы в Уставе просто указывалось, что Русская православная церковь имеет международный статус, то тоже не было бы никаких возражений. А так авторы Устава без всяких оснований ввели неопределённое понятие и столь же произвольно распространили его на территорию других государств.
В связи с этим примечательна оговорка в конце: «а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Если юрисдикция РПЦ может распространяться на православных за пределами канонической территории точно так же, как и внутри, то тогда понятие канонической территории бессодержательно и избыточно, а если иначе, то есть не на всех православных, а только на добровольно входящих, то это означает, что внутри канонической территории принцип добровольности отрицается.
Таким образом, российская власть, которая зарегистрировала данный Устав, тем самым признала автоматическую юрисдикцию Русской православной церкви в отношении всех православных России и ряда других государств и поставила под сомнение самостоятельность других православных церквей. А это уже религиозная дискриминация и вмешательство в дела других государств.
3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
В этой формулировке две принципиальные ошибки.
Во-первых, Устав игнорирует принцип добровольности вхождения в церковь. Ведь не только в других странах, но и в самой России существуют разные православные церкви, например, старообрядческие. Если б речь шла только о членах приходов и общин Русской православной церкви, возражений не было бы.
Во-вторых, в Устав вводится понятие «канонической территории», которое не имеет ни юридического, ни церковного смысла. Если бы в Уставе просто указывалось, что Русская православная церковь имеет международный статус, то тоже не было бы никаких возражений. А так авторы Устава без всяких оснований ввели неопределённое понятие и столь же произвольно распространили его на территорию других государств.
В связи с этим примечательна оговорка в конце: «а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Если юрисдикция РПЦ может распространяться на православных за пределами канонической территории точно так же, как и внутри, то тогда понятие канонической территории бессодержательно и избыточно, а если иначе, то есть не на всех православных, а только на добровольно входящих, то это означает, что внутри канонической территории принцип добровольности отрицается.
Таким образом, российская власть, которая зарегистрировала данный Устав, тем самым признала автоматическую юрисдикцию Русской православной церкви в отношении всех православных России и ряда других государств и поставила под сомнение самостоятельность других православных церквей. А это уже религиозная дискриминация и вмешательство в дела других государств.