Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интеграция

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

4 дек. 2010 г.

Можегов В. Ползущий ангел: Архитектоника и эволюция «правой идеи» в постмодерне (сквозь призму восхождения Александра Дугина). Ч.2: Сотворение мифа

Часть вторая

Сотворение мифа

Солнышко на дне бyтылки, гpош в копилке все тесней
Ангел в небе, гpоб в могилке, двеpь за двеpью, сон во сне
Pадyга, петля, стpемянка, да поpтянка в сапоге
Слишком далеко, чтоб дотянyться,
Слишком низко, чтобы встать....
Скользким узелком доpога затянулась, заpвалась

Лето, тошнота, тpевога навалилась, улеглась

Зеpкало, петля, копилка, да таpелка до кpаев

Слишком хоpошо, чтоб отказаться

Слишком стpашно, чтобы взять.…

Егор Летов. Нечего терять

Но прежде чем мы двинемся дальше, необходимо хотя бы кратко обозреть главные составляющие уже полностью сложившегося к тому времени мировоззрения Александра Дугина. Несмотря на обилие трудов и головоломность терминов (которые наш герой порождает с невероятной щедростью), в своих основах оно достаточно просто и статично. Меняются лишь ракурсы и ориентиры; основания (Адвайта-Веданта, Генон, Эвола, Вирт) остаются практически неизменными. И последние книги по сути повторяют первые. В отличие от идеалиста-мечтателя Мамлеева и анахорета Головина, Дугин не обладает талантом лирика или аскета. Не найдем мы в его трудах и оригинальной мысли. Он, прежде всего, популяризатор. Но как рождение в доме профессора психиатрии предопределило интерес Мамлеева к «темным сторонам» сознания, так рождение в семье генерала ГРУ предопределило страсть Дугина к мировым переворотам и «геополитике».




1. Пути абсолюта

Уже в дебютной книге «Пути абсолюта» (1990), представляющей собой свободный пересказ эзотерического учения Рене Генона (крайне замутненного темными потоками собственной эрудиции), страсть к «преображению мира» явлена в полной мере. Крайне темный стиль (подражание средневековым алхимикам), нагромождение непроходимых терминов, стремление не объяснить, а еще больше все запутать, делают чтение книги занятием нелегким, временами же оставляют ощущение тяжелого горячечного бреда. Вместе с тем книга позволяет хорошо понять дальнейшие трансмутации нашего героя. В ней как в истоке уже содержится все, что затем разольется бурным потоком писаний.

Начинает Дугин с описания уровней подлинной (непрофанной) Метафизики. Превыше Бытия и Небытия находится апофатический Первопринцип Абсолют. За ним следует Чистое Бытие (Брахма, наделенный качествами), в котором уже является двойственность и метафизическая Печаль относительно своей неполноты («Есть нечто — выше Высокого»), которую Чистое Бытие передает всем нижним метафизическим планам. Уровни Проявления и Становления Бытия мало интересуют настоящую Метафизику (которую по большому счету интересует лишь «то, без чего нельзя обойтись», «необходимость», т. е. Нереальный Абсолют, без всего остального обойтись в принципе можно). В другой универсальной метафизической паре Субъект — Объект только Субъект имеет значение (Объекты — это «капустные листы», Субъект — кочерыжка). «Инициация» заключается в истинном познании смерти Объекта и последующем «втором рождении» («рождении свыше») посвященного Субъекта.

Человек есть Вайшванара («Всечеловек»), сам Праджапати, «тот, кто вращает колесо», Король Мира, наделенный максимальной властью (синоним Возможности). Однако сам земной, человеческий мир не является чем-то центральным. В других секторах космоса есть другие формы человекоподобных и недочеловекоподобных существ. А Царю мира (Полюсному человеку) противоположен князь мира сего — антиполюсный античеловек.

Чтобы стать совершенным Королем Космоса, Королем Души и Королем Жизни, Богом, Чистым Интеллектуальным Светом — точкой, из которой исходят лучи, организующие все множество проявленных миров, — Световой Человек должен совершить Инициацию. Эта Божественная Инициация Световых Королей есть «Аскеза Богов».

Переходим к Полу. Цель брака — единство, покорение внутренней женщины через покорение внешней женщины. Потому мистерия брака — одна из самых священных и страшных, она приводит к реализации нового существа — Мужского Андрогина (Абсолютного Мужчины), полностью покорившего женскую сущность. Именно путем метафизического совокупления возможен переход от Великой Печали Принципа к Великой Радости Недвойственности, Адвайты. Это и есть Любовь — наибольшая из трех богословских добродетелей.

Принцип каст — один из самых универсальных в Традиции. Даже для богов смена касты возможна только через порог смерти. Три высшие касты имеют каждый свою инициацию (цель брахмана — полнота гнозиса; кшатрия — сакральный эротизм и «Великая внутренняя Священная Война», в отличие от «Малой Священной Войны» против врагов Религии; вайш (земледельцы, скотоводы, торговцы, артисты) — пробуждение тонких вибраций в грубых формах). Четвертая каста — шудры (слуги и рабы) — не имеет ни цели, ни инициации. Это чистая пассивность и инерция. Правда, причаститься инициации они могут косвенно, посредством высших каст. В стародавние времена существовали еще две касты: «Хамса» («Лебедь») — сверхчеловеков-андрогинов, Королей Мира, и «Чандалы» — воплощений низших демонов (асуры, якши или оборотни), наделенных иллюзорной химерой вместо души.

Наконец, переходим к Эсхатологии. Великая Печаль Чистого Бытия должна однажды кончиться, а Бытие и Небытие — вернуться к Нереальному Абсолюту. Путь Чистого Бытия сквозь Небытие и достижение им Нереального Абсолюта и есть эсхатология. В точке Абсолютного Конца должен появиться Спасительный Посланник, который «сделает тайное явным» (обнажит Трансцендентное и отменит имманентное). В иудейской традиции этим посланником является Мессия, в христианстве — Иисус Христос (во Втором Пришествии), в исламе — Махди (последний скрытый Имам в шиизме), в буддизме — Будда Майтрейя, в зороастризме — Саошьянт, в индуизме — Калки, десятый «аватара». Спасительный Посланник открывается в момент «Свершения всех Свершений» как Абсолютный Полюс Иного — трансцендентного. В то же время все имманентные аспекты соберутся в фиктивную иллюзорную фигуру Антипода (Дугин предлагает вглядеться в раннехристианский символ Амфисбены, Змеи с двумя головами: одна принадлежит Христу, другая — Антихристу).

Манвантара, в которой живет современное человечество, — особенная, последняя в цепи Манвантар Удаления, за которой должна последовать цепь из семи Манвантар Возврата. Поэтому нынешний Спасительный Посланник — главный в эсхатологической иерархии (шесть предыдущих были его «пророками», семь последующих будут его «апостолами»). Он есть «Священное Зеркало», дойдя до которого, поток Бытия поворачивает вспять. Поэтому Калки, десятый Аватара, «Воин с мечом на белом Коне», является центром истории, результатом всех прошлых Манвантар и сущностью всех будущих. Одно из его имен — «Совершенный Ребенок» — тайная цель Метафизики (в этом, как указывает Дугин, индуистская доктрина Калки полностью совпадает с исмаилитским учением о Кайиме и христианским представлением о Втором Пришествии Христа-во-Славе). Именно здесь, в конце седьмой Манвантары, в окружении разложившегося, хаотизированного и демонизированного мира, должна произойти Великая Мистерия «Свершения всех Свершений», самая важная и самая фундаментальная для всех уровней Метафизики, т. к. только она сможет ответить на эсхатологический вопрос «Зачем?», поставленный Великой Печалью Чистого Бытия.

Закончим на этом. Заметим лишь, что отрицая имманентное, то есть причастное к Бытию, телесное, Дугин отрицает тем самым и христианское Воскресение в теле, и христианскую Новую Землю. Не совсем ясно, что следует понимать под его «Свершением всех свершений». То ли это действительно «Абсолютный Конец, за которым не следует возобновления цикла», то ли индуистская «Маха-пралайя» — Великое Растворение, смерть Брахмы (который живет сто лет — 311 триллионов 40 миллиардов земных лет), после чего следует очередной виток «вечного возвращения»15. Похоже, Дугину хочется разорвать порочный круг индуистской мистики и признать Христа Абсолютом, но решимости сделать это ему не хватает. (Ведь тогда рухнет вся грандиозная башня «Традиции»!)

В переиздании книги 2000 года практически все христианское переосмысление доктрины заключается в замене имени Иисус на древлеправославное Исус. Вообще Дугин — это очень странный христианин. Не верящий в сотворение мира, не признающий его реальности, отрицающий «имманентное» Воскресение в теле, признающий дурную бесконечность «вечного возвращения» и уравнивающий Христа с Майтрейей, Калки, Махди и иудейским Мессией. Но еще удивительней, что все это нисколько не мешает ему позиционировать себя «православным» и вести (еще совсем недавно) собственную программу на православном телеканале «Спас». А также являться членом Совета Всемирного Русского Народного Собора под председательством Патриарха Кирилла (!). А может быть, не так уж и удивительно. Ведь и в речах самих «держателей дискурса» официального Православия (прот. Всеволода Чаплина, да и самого патриарха Кирилла) «традиционалистские» тезисы доминируют16.

2. Конспирология

Несомненно, «Конспирология» — наиболее личная и по большому счету самая важная из книг нашего героя, и в нее он вложил все силы своей беспокойной души. Здесь нашли отражение детские воспоминания и мечты, игры в солдатики и стратегические самолетики в отчем доме генерала ГРУ, уловленные детским ухом разговоры за чаем в компании отцовских друзей. Одним словом, эта книга — судьба. Суть ее в нескольких словах в следующем. Вся мировая история представляет собой схватку двух типов цивилизаций — сухопутных и морских (это и есть сущность доктрины геополитики). Морской тип создает «торгово-рыночную» либеральную модель цивилизации (примат экономики над политикой, индивидуума над общностью). Сухопутные — авторитарную, иерархичную (примат политики над экономикой, государства над личностью). Пример первых — Финикия и Карфаген, островная Англия, позже — «гигантский остров» Америка. Вторых — Рим, позднее — Российская Империя, Австро-Венгрия и Германия. В самом общем геополитическом плане «Атлантизму» противостоит «Евразийство».

Изложив принципы геополитики, Дугин переходит непосредственно к Конспирологии, предлагая посмотреть на парадоксы нашей истории с позиции «оккультного геополитического дуализма». После чего на страницах книги появляется некий Жан Парвулеско, представленный как гениальный французский писатель, поэт и метафизик, автор многих литературных и философских трудов, человек, лично знакомый с Эзрой Паундом, Юлиусом Эволой, а также многими выдающимися мистиками, масонами, каббалистами, эзотериками, тайными агентами, политиками и художниками (вероятно, альтер эго Дугина). Именно г-н Парвулеско, узнав о конспирологических интересах автора, любезно предоставил в его распоряжение полу-секретные документы, бросающие свет на подлинные реалии мировой истории. Оказывается, с незапамятных времен на земле ведут смертельную схватку между собой два оккультных ордена: Атлантический Орден «Танцующей Смерти», восходящий к древнеегипетским магам — почитателям бога Сета (Орден Женского Начала, Луны, Оргиастического Равенства и Земли Ночи — Запада), и Орден Евразии (Мужского Начала, Солнца, Иерархии, Гора и Аполлона, Земли Света, Рая, Империи, Надежды, Полюса и Востока). Представители обоих орденов жили и боролись в Красной России. Причем атлантисты группировались вокруг ЧК и Политбюро, а евразийцы — вокруг армии и ГРУ. Настоящим центром Ордена Танцующей Смерти, его прикрытием был КГБ (по сути — одна компания с ЦРУ). Ленин и Сталин были «евразийцами», Троцкий и его сподвижники — атлантистами. Пакт «Риббентроп — Молотов» стал выдающейся победой евразийцев, а 22 июня 1941 года — торжеством атлантистов. Хрущев был первым атлантистом у власти, но евразийцам (Брежнев) удалось его сместить. Афганская война была инспирирована КГБ, чтобы дискредитировать армию и спровоцировать атлантическое вмешательство. Андропов — законченный атлантист — инспирировал появление Горбачева. С этого времени атлантисты торжествуют. Но исход Великой Битвы впереди: исход космологической войны Аполлона со Змеем Пифоном зависит от каждого из нас.

Этот первый самостоятельный плод воображения Дугина имел, вероятно, некоторый успех у той «жидоедской патриотовщины», которую Александр Гельевич вовсю окучивал в это время. Сам термин «конспирология» с его легкой руки прижился и вошел в политологический оборот. К судьбе этой книги мы еще вернемся, а теперь обратимся к следую-щим конспирологическим изысканиям.



3. Гиперборея

В книге «Гиперборейская теория» (1993) Дугин популяризирует другого великого учителя Традиции — Германа Вирта17, одного из руководителей общества «Аненербе». Если Генона и Эволу открыл русскому читателю Головин, то Вирт составляет предмет особой гордости Дугина как первооткрывателя: «Рене Генон и Юлиус Эвола поведали о Примордиальной Традиции и полярном рае <…> Герман Вирт… открыл тайну тайн Изначальной Традиции, восстановил ее язык, открыл секреты древних рун, расшифровал послание Золотого Века»... Прародиной человечества, согласно Вирту, является Гиперборея («Арктогея», «Северная Земля») — пра-материк на Северном полюсе. В этом полярном рае (и его столице Тул€е) жила когда-то божественная раса королей и героев, счастливые предки золотокудрых голубоглазых арийцев. Эти дети Солнца, потомки Божеств, чуждые дурных помыслов, духа наживы, властолюбия и прочих недочеловеческих пороков, обладали абсолютным знанием и владели ангельским пра-языком. Если уж совсем начистоту, они были прямыми потомками Бога — Сынами Божиими. Душа пра-человека была конспектом Космоса, его мысль совпадала с мыслью Бога (что, собственно, и было изначальным нордическим «Христианством» — доктриной Логоса). Однако, вследствие изначального космического дуализма, в то же самое время на земле существовала и иная раса — раса людей-животных, бессловесных и безмозглых, населявших южный анти-континент Гондвану, где царили демонический хаос, смешение, инстинкт, эмоция и произвол. Религиозной миссией сверхчеловека было утверждение знания об этом изначальном дуализме. Это собственно и есть доктрина «Великой Традиции». Величайшее же значение Германа Вирта Дугин усматривает в том, что тому удалось расшифровать и восстановить утраченный алфавит райского человечества — единый нордический Язык, на котором говорили до Вавилонского смешения.

А вот как выглядит, согласно Дугину-Вирту, человеческая история. Когда-то климат в Арктогеи был мягкий. Но затем она начала замерзать и начался исход пра-расы ариев. Заселяя иные территории, бого-люди стали смешиваться со звероподобным населением Гондваны. Позднее Арктогея ушла под воду, а Гондвана раскололась на составляющие — известные сегодня материки. Оппозиция Север — Юг сменилась оппозицией Запад — Восток. В позднем палеолите (22 – 10 тыс. лет до Р. Х.) чистое арийское человечество сохранялось в Атлантиде (остатки пра-расы оставались и в Арктогее). Евразия же была населена смешанными народами. После гибели Атлантиды начинается финальная драма пра-истории — затухание последних знаний райского человечества. Известная нам история — история агонии цивилизации и триумфа южных сил мрака. Но когда солнцеворот человеческой истории достиг точки планетарной полночи — триумфа абсолютного Юга, явился Сын Божий, Посланник Изначальной Традиции, призванный воскресить культовую память деградировавших наследников Гипербореи.

С помощью пра-языка Вирт расшифровал Библию и убедился, что вся левитская теология — лишь жалкие позднейшие пересказы изначальной гиперборейской Традиции, очередные в ряду других систем (индуизма, буддизма, а также греческой, иранской, славянской и германской мифологий). Ведь все это (а также мифы индейцев, малайцев, африканцев или океанцев) — лишь позднейшие отголоски изначальной Великой Традиции. Подлинное же нордическое Христианство есть откровение Севера, последняя благая весть Арктогеи, последний призыв, брошенный павшим ариям. Итак, Сын Божий явился в точке абсолютной ночи. И за спуском к Царству Тьмы должен последовать новый подъем, возврат к полярному, расовому и религиозному Единству. Наше время — и есть точка великого поворота.



4. Расовая теория

Расовая теория Дугина-Вирта весьма любопытна. Основанная на «теории каст» и зороастрийских культах, она близка «расизму духа» Юлиуса Эволы18, а кроме того включает в себя много популярных сведений из археологии и генетики. Вкратце теория такова. Арийскому Богочеловечеству на земле изначально противостоит демоно-человечество. Причем, если Бого-человек происходит от кроманьонца с первой группой крови (сегодня первая и вторая — модификация первой — группы чаще встречаются у европейцев, азиатов, индейцев Северной Америки), то звериная раса происходит от неандертальца с третьей группой крови (сегодня чаще встречается у африканцев, цыган и семитов). В анти-человеке вся божественность превращена в свою противоположность, это по сути дьяволо-человечество, лишь имитирующее и пародирующее человека.

Для иллюстрации этой теории Дугин приводит индуистский миф о происхождении каст. Если высшие касты (брахманы, кшатрии, вайши) рождаются из головы, рук, бедер и других частей тела Праджапати, то шудры — из пыли под его ногами, то есть из чего-то иного, нежели Он сам. Генетическая память шудр сохраняет воспоминание о своем неподлинном происхождении и порождает современную звериную форму самосознания бесо-людей — эволюционизм, дарвинизм и марксизм. Поскольку нордический человек относится к гондваническому «человеку» как Предмет к своему зеркальному отражению, то человек со смешанными «генами» (потомок противоприродного, патологического, греховного союза) сам в себе несет эту раздвоенность, само-отражае-мость, само-рефлексию, порождающую в нем чувство сомнения, вины и первородного греха. Трагедия современного мира в том, что сегодня именно этот имитирующий мысль и слово человеко-зверь стоит в символическом «центре вещей», на царском месте космического Субъекта. Здесь-то и сконцентрирован максимум генного зла, «расового греха» против мироздания.



5. Мистерии Евразии

В книге «Мистерии Евразии» (1996) Дугин проецирует свою метафизическую географию в реальность современного мира. Атлантиду ни в коем случае нельзя отождествлять с Гипербореей, а Север — с Западом. В этом была коренная ошибка Вирта, предопределившая фатальную ошибку Гитлера (искавшего в англосаксах союзников, а в народах Евразии противников). На самом деле ад сегодня расположен именно на Западе, где, согласно сакральной географии, находится Страна Мертвых, откуда нет выхода для простых смертных. Эта страна лежит за Атлантидой, дальше к западу, это «мир смерти», «царство теней» — Америка. Дугин обнаруживает адский потусторонний аспект американского континента на долларовой банкноте: две вертикальные черты — изображения двух «столпов Геркулеса», стоящих, согласно преданию, на крайнем Западе за Гибралтарским проливом. Это граница — предел человеческой сакральной географии, за которым расположены уже «нечеловеческие миры». Америка, таким образом, — это инфернальная тень Атлантиды, поддельная, призрачная, химеричная страна. Подлинная же Гиперборея сегодня — это, конечно, Евразия (город Тула, например, явно тождествен гиперборейской столице «Тул€е»).

Для подтверждения новой теории Дугин сочиняет следующую схему. Изначальной ориентацией человечества был Север (золотой век), затем Юг (серебряный век), потом Запад-Атлантида и, наконец, Восток — центр Традиции в железном веке (Кали-юге, длящемся 6 480 лет). Именно потому рай в традиционных доктринах располагается на Востоке (который хранит секреты Севера). Одновременно с пространственными перемещениями со «Священной Горы» он спускается в подземные регионы. То есть рай и Север следует искать сегодня не в полярных льдах Арктики, а в таинственных регионах Восточной Евразии и Сибири. Чингизиды были настоящими арийскими парнями (их отличительные признаки — голубые глаза и рыжие волосы). Именно нордический сакральный импульс заставил Чингисхана пробудить Азию к единству, начав с Монголии и Сибири — «золотого зародыша» Новой арийской Империи Рам (Империи Рая). Именно здесь должны развернуться решающие события конца Кали-юги. Все сегодняшние трансформации в России есть знаки времен, предвещающие близость развязки. Все народы Евразии, потомки великих строителей Империи Рам (Империи Рая), должны вспомнить о своем гиперборейском происхождении и «белом обете». Русская идея «соборности» (и «всеобщего равенства» у коммунистов) была выражением смутного осознания «всеобщей посвященности» нации как единого эзотерического братства. Русская душа (совокупность «русских виртуальных посвященных», мистическое тело «Внутренней Церкви») должна остановить стремительное падение в бездну, «мгновенно» бросить Россию в Духовные Небеса Святой Троицы и спасти нашу цивилизацию. Сегодня Россия полна таинственного ожидания Чуда, почти невероятной Победы Великого Солнца над темной силой Антихриста. Спаситель России будет гиперборейским Аватарой, который должен проявиться в сердце Священной Родины, как Всадник на белом коне, как Воскресший и одновременно Вечный могущественный Сын Абсолютного Бога.

Следующая книга Дугина «Геополитика» представляет собой по сути зрелый, сильно расширенный и написанный строго научным языком вариант юношески-игривой «Конспирологии». Состоит она в основном из текстов «классиков геополитики» и описания их доктрин. На шестистах страницах излагается все та же идея о противостоянии Атлантической (морской) и Евразийской (континентальной) цивилизаций и утверждается главная мистическая задача России — сохранение и упрочение своей ядерной и военной мощи и создание Евразийского союза, противостоящего Западу. В этот союз должны войти все традиционалистские цивилизации — республики СНГ, Иран, Ирак, Сирия и Ливия (а, может быть, и Израиль): «Построить магистраль Бонн — Токио, освободить Европу от американской политической, экономической и культурной оккупации», «освободить от Антихриста-США Японию и азиатских “тигров”». И, конечно, «всюду противостоять глобализации».



6. Постфилософия

Одна из недавних книг Дугина — семисотстраничная «Постфилософия» (2009) — представляет собой курс лекций, прочитанных профессором на Философском факультете МГУ в 2005 году. Здесь мы также не обнаружим ничего нового. Мировая история делится на три основные вехи: Традицию, Модерн и Постмодерн (первая понимается как абсолют добра, вторая — как несомненное зло, третья — как абсолютное зло). Традиция есть «всеобъемлющий, сверхчеловеческий, универсальный императив», вне которого «нет ничего реального». И восходит она прямо к Божественному Истоку. Иерархия ценностей этой «полной, универсальной и интегральной» Традиции повторяет в целом структуру «Языческого империализма» Эволы. Ее Святая Святых («высшим сакральным уровнем») является эзотеризм посвященных; нижним уровнем — экзотеризм, обращенный к народу (стать «совершенной землей» для шудры столь же почетно, как стать «совершенным небом» для брахмана). Плюс сословная иерархия и «сфера сакрального искусства и сакральных наук». Человек в Традиции равен Богу (поскольку ее высшим сакральным проявлением является манифестационизм — истечение мира из Абсолюта). Креационизм необратимо и трагически разрывает тождество субъекта и объекта. Человек в креационизме уже не равен Богу, но еще может быть «спасен». В модерне человек становится равен сам себе (человек — мера вещей). В постмодерне человек окончательно исчезает.

Завершает книгу учение о Радикальном субъекте. Радикальный субъект — это Сверхчеловек, одинокий герой, возникающий «на стыках парадигм», победитель постмодерна, противостоящий разлагающемуся свино-бесо-человечеству и весьма напоминающий героических одиночек из последних книг Эволы. Это великий маргинал абсолютного андеграунда, «правый анархист», инициированный, спасенный. Тот, кому в благоприятный момент (момент катастрофы) может представиться случай молниеносно устранить разрушительные силы постмодерна и спасти мир.



7. Политическая поэма (атипичный архангел)

Последняя на сегодня книга Дугина «Четвертая политическая теория» посвящена разработке новой политической доктрины. Поскольку консерватизм, фашизм и коммунизм проиграли, а либерализм, победив, мутировал в быт, потребительство и индивидуализм, идеологий в начале XXI века не осталось. Значит, миру необходима новая идеология. Что же это за новая идеология? Как можно было догадаться, это все то же, хорошо знакомое нам евразийство. Однако в главе, которая называется «Евразийство (политическая поэма)», содержится нечто новое и довольно любопытное. Это действительно поэма, и поет она вот о чем.

Есть четыре принципа евразийства. Первый принцип: народ есть абсолют и высшая ценность (Любовь, глобальная телесность и язык). «Простое произнесение произвольно выбранного русского слова — это настоящая магия, колоссальное духовное делание, поскольку в сказанном слышится шелест и шорох фундаментальных вещей <…> Просыпаясь, следует говорить: “Я русский человек”. Засыпая, подтверждать: “Вот, засыпает русский человек”. Лишь это имеет значение». (Кажется, что это написано Владимиром Сорокиным, но это написал Дугин.)

Русский человек абсолютен. Настолько, что смысл существования других народов пропадает. Народ кончается там, где начинается другой народ. Но поскольку русский народ бесконечен, он не кончается нигде. Смысл русского государства — отмахиваться от других, как от назойливых гадких мух. Оно должно быть агрессивным вовне и очень мягким внутри, чтобы не нарушить процесс национальной духовной эротической жизни народа (это называется эротический патриотизм).

Второй пункт поэтического евразийства гласит: Россия есть живое пространство, живая реальность, воплощенный дух земли. Поэтому ее нельзя делить, взять и сказать, например: «здесь будет Украина», — это будет насилие над законами жизни.

Третий пункт доктрины: Россия — это вечность. Евразийство утверждает, что времени нет, а есть вечность. Потому-то и все, о чем говорит евразийство, есть абсолютная истина, которую следует принимать без всяких критических размышлений. Принимать и повторять. На самом деле России нет, никогда не было и никогда не будет в настоящем. Россия — это иная реальность, идея, которая принадлежит не настоящему и существует помимо нас. Она может быть и есть, когда нас нет.

Нетрудно заметить, что первые пункты поэтического евразийства целиком стащены у Мамлеева. Вот откуда повышенная поэтичность текста — наш профессор нашел новый предмет выдохнувшегося было вдохновения. Но четвертая, главная суть евразийства с железной неумолимостью возвращает в ауру текста традиционные параноидальный и шизофренический мотивы. Главная суть евразийства в том, что оно есть путь с Запада на Восток. Европейцы — это заблудшие в аду души. Мы можем любить их только как неизлечимых больных, как прокаженных, как мерзавцев, преступников и мразь. Это особая евразийская любовь. Мы призваны перевести Запад в Восток, чтобы Запада не было, а был один сплошной абсолютный Восток.

В трактате Сохраварди описан ангел с очень странными крыльями. Одно крыло у него темное, а другое белое. Это атипичный ангел («атипичный ангел» — неплохо сказано! — В. М.), «пурпурный архангел», так как смешение чистого света и пылающей тьмы дает пурпур. Суть «пурпурного архангела» — переход от западного изгнания к вечному рассвету Священной Азии. Это и есть тайная сущность России, ее историческая, духовная миссия.

Очевидно, «Четвертая политическая теория» завершает духовную эволюцию Дугина. Традиционализм здесь целиком замещен «Евразией». Евразия целиком превращена в политическую религию, переходящую в дионисийский экстаз и священное безумие: «Евразийство есть религиозное служение России. Евразийское учение — учение духовное,.. пророческая школа. Это точка слияния великих рек мысли. Совершенно самодостаточная доктрина, которая дает людям все: смысл жизни, энергию созидания и верную ориентацию любви».

Интересно, что в книге «Абсолютная Родина» (2000) Дугин обращает в «третий путь» и само христианство: «Христианство есть третий путь… Это и не креационизм и не манифестационизм19. Это нечто третье, самостоятельное, законченное, тотальное… Третий путь Церкви вбирает в себя и манифестационизм, и креационизм, не смешивая их и не делая между ними выбора». А впереди — пурпурный атипичный ангел евразийства, указывающий мистический путь к алхимической Полярной Звезде, светящей во тьме постмодерна.



(Продолжение следует)



Сноски:



1     Фест И. Адольф Гитлер. М., 1993.



2     Гейдар Джемаль (р. 1947) — исламский мыслитель, философ, политолог, общественный деятель. Председатель Исламского комитета России. С 1979 года активист подпольного всесоюзного исламского движения. Выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта. Позиционирует себя как выразитель интересов и мнений всей мусульманской общины России. Философские взгляды можно охарактеризовать как исламский марксизм (где мессианскую роль пролетариата играет умма). События 11 сентября 2001 трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира. Не раз выражал положительное отношение к деятельности исламистских террористов. В ваххабизме видит движение, ведущее к модернизации кавказского общества, а в перспективе и всей России. Считает джихад вершиной Ислама, а Кавказ — колыбелью исламской революции в России. Считает Израиль «фашистским государством», превратившим «тему Холокоста евреев в религиозный постулат». В 2009-м из Госдумы РФ поступил запрос Генпрокурору РФ с требованием признать «Исламский комитет» экстремистской организацией (по материалам «Википедии»).



3     Веданта (санскр. «окончание Вед») — одна из шести ортодоксальных школ индуизма (на фундаменте Вед и Упанишад). Путь осознания Абсолютной Истины, согласно Веданте, лежит не через соблюдение ритуальных практик, а через гнозис, а вдохновением на пути является предвосхищение безграничного блаженства. Формирование Веданты произошло, по мнению большинства ученых, в послебуддийскую эпоху (около III века до н. э.). Адвайта-Веданта — одна из трех наиболее известных ведантических школ (также: Вишишта-Адвайта, Двайта). Ее самая характерная черта — последовательное отрицание реальности мира. Основной тезис Адвайты: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же». Как путник в лесу принимает толстую веревку за змею, так человек, лишенный истинного ведения, считает мир реальным. На самом деле реален лишь Брахман (не обладающий какими-либо атрибутами). Материальный мир появляется из иллюзорной потенции Брахмана, майи. Неведение об этой реальности является причиной страданий. Освобождение (мокша) можно достичь лишь посредством обретения истинного знания (гьяны) о тождественности индивидуальной души и Брахмана (отсюда а-двайта, «не-двойственность»).



4     «Мамлеев считал, что когда человек пытается заглянуть в потустороннее, он неизбежно становится немного монстром. Но другого пути к начальному просветлению нет. Каждый должен пройти через алхимическое Нигредо — этап черноты», — сообщает некто из летописцев. Сам же Мамлеев свой странный «метафизический реализм» объяснял так: «Сказки многих народов… символически изображают странствия человека по загробному миру. Я же взял форму традиционной прозы… это символическое и метафорическое путешествие по аду» (Дардыкина Н. Паромщик по аду. — «Московский комсомолец», 8 июля 2000).



5     Евгений Головин (р. 1938) — писатель, поэт, переводчик, литературовед, филолог, культуролог, оккультист. По собственному признанию, с десяти лет воспитывался у бабки-колдуньи (отец мальчика пропал на золотых приисках). Среднюю школу закончил экстерном в четырнадцать лет. Учился на Филологическом факультете МГУ. Лидер «московского мистического подполья» 1960 – 1980-х годов. Был главным редактором журнала «Splendor Solis», куратором книжной серии «Гарфанг». Песни на его тексты исполняли группы «Центр», «Ва-банкъ», Вячеслав Бутусов с музыкантами группы «Кино» (по материалам «Википедии»).



6     Рен€е Ген€он (1886 – 1951) — французский философ-эзотерик. Родился во французской буржуазной семье. Участвовал в различных подпольных движениях. Исследовал оккультизм, гностицизм, индуизм. В 1912 году принял ислам (арабское имя — Абд-аль-Вахид Яхья). В 1930 году переехал в Каир, где жил до самой смерти жизнью суфия, продолжая публиковать в Европе свои труды, в которых представлял аспекты метафизических доктрин Востока, адаптируя их для западных читателей. Основные работы: «Восток и Запад» (1924), «Человек и его осуществление согласно Веданте» (1925), «Эзотеризм Данте» (1925), «Кризис современного мира» (1927), «Духовное владычество и мирская власть» (1929), «Символизм креста» (1931), «Заметки об инициации» (1946) и др. (по материалам «Википедии»).



7     Манвантара (санскр. «период Ману») — мера времени в индуизме. В начале Манвантары появляется первопредок (называемый Ману), который порождает человечество и дает ему законы; затем человечество проходит через 71 цикл расцвета и упадка и, наконец, погибает окончательно; затем является новый Ману и начинается новая Манвантара. Из 14-ти Манвантар складывается первая половина Кальпы, или День Брахмы. Нынешняя Манвантара считается седьмой по счету в Кальпе Вараха. Правителем ее считается Ману Вайвасвата, автор «Законов Ману».



8     Из беседы Евг. Головина с А. Дугиным. — http://www.fantlab.ru/article513.



9     Герой этой статьи А. Дугин определяет это мировоззрение как «истинно фашистское».

10    Из лекций, прочитанных Евг. Головиным в «Новом университете» Дугина в 1998 году.



11    Фамилию Сиверс граф взял, вероятно, в честь главы эзотерического нацистского общества «Аненербе», Вольфрама Сиверса, казненного по приговору Нюрнбергского трибунала.

12    В начале 1990 года Евгения Дебрянская (вместе с Романом Калининым) организовала Ассоциацию сексуальных меньшинств и Либертарианскую партию.

13    Сам Гейдар Джемаль о посиделках у Зелинских рассказывает так: «У Зелинских была не квартира, а музей академика Зелинского, сын которого был хранителем музея. Приезжали самые разнообразные персонажи, от католических прелатов, православных священников и иностранных дипломатов до вдовы Даниила Андреева, автора “Розы мира”. Были там и люди высшего советского академического истеблишмента, например, Капица»… (Диунов М. Главный кочевник России. — РЖ).

14    «Аненербе» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — организация, созданная в Третьем рейхе для исторических, антропологических и археологических изысканий с целью доказательства теории расового превосходства германцев. В 1937 году Гиммлер интегрировал «Аненербе» в состав СС, превратив его в отдел по управлению концлагерями. Международный трибунал в Нюрнберге признал «Аненербе» преступной организацией (инкриминированы опыты на людях), а ее генеральный секретарь Вольфрам Сиверс был приговорен к смертной казни и повешен.

15    Согласно «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пуране»), после смерти Брахмы космос прекращает существование, входя в тело Маха-Вишну. И по проше-ствии ста лет отдыха (то есть еще 311 триллионов 40 миллиардов земных лет) космос проявляется опять. Из тела Маха-Вишну вновь выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается новый Брахма и начинается новый цикл Кальп. Нынешний Брахма находится на 51-м году своей жизни, и мир находится в Кальпе, называемой Швета-вараха. При этом Кальпа (день Брахмы) длится 4,32 миллиарда лет и делится на 14 Манвантар, продолжающихся по 306 720 000 лет (или 1000 Маха-юг — периодов по 4 Юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь Брахмы знаменует собой «малое» уничтожение мира и гибель дэвов.

16    В программной статье «Пять постулатов православной цивилизации» («Политический класс», № 2, 2007) прот. Всеволод Чаплин утверждает: общество и государство должны иметь «духовную миссию»; общественный строй и экономика должны быть подчинены «надмирным целям»; православный социум должен помогать человеку «спасаться», все не спасительное должно быть «ограничено, остановлено, лишено общественной поддержки». Идеалом общественного устройства признается теократия. Утверждается, что христианин обязан быть хорошим гражданином любого государства (в качестве примера приводится лояльность «церковных авторитетов» римским императорам-гонителям, турецким султанам, Сталину и Гитлеру). Говорится о свойственной православной цивилизации «мощной приверженности идеалу единства народа и власти» («Церковь, народ и власть — одно целое»). Выше ценности «свободы самовыражения» признается ценность священных символов («частиц неба на земле»). Подчеркивается, что земная жизнь личности «неотделима от соборного тела народа», и доказывается приоритет общества над личностью, вплоть до следующего утверждения: «Жертва своей (а в условиях защиты веры и Отечества даже чужой (подчеркнуто мною. — В. М.)) жизнью... — это норма поведения православного христианина». Также постулируются существование православной цивилизации как самостоятельного центра «правовой и политической культуры» и необходимость создания международного сообщества православных стран и народов. Все остальное место статьи отдано обвинениям Западу за его гордыню, экспансию, релятивизм и проч. Все это почти целиком — тезисы «Евразийства» и «Геополитики», конечно, насколько возможно, смягченные.

В статье «Православный коммунизм как предчувствие», опубликованной на Портале Credo ( http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=964), В. Можегов подробно анализирует доклад тогда еще митрополита Кирилла, сделанный в ноябре 2005 года на богословской конференции РПЦ МП, посвященной эсхатологическому учению Церкви, и делает вывод, что в богословских построениях докладчика происходит прямая подмена категорий свободы и этики, отрицается личность как образ и подобие Бога, отрицается единство (эклессия). На месте Церкви Христовой возникает смешанное государственно-церковное образование, в котором идеалы христианства скоррелированы с требованиями государства (причем симпатии отданы государству авторитарному), а на месте народа возникает некое послушное стадо, лишенное голоса и права выбора. Предлагается также четко сформированный образ врага, глобального и абсолютного, покушающегося на «основы нашего бытия» и наши «традиционные ценности».

17    Герман Вирт (1885 – 1981) — голландский историк и мистик. В 30-х годах в Германии возглавлял исследовательское отделение организации «Аненербе». Работа Вирта в основном касалась поисков Атлантиды и разработки универсальной религии арийской расы. В 1937 году Гиммлер отправил Вирта в отставку и интегрировал «Аненербе» в состав СС.

18    Критикуя биологический расизм национал-социалистов, Эвола говорит, что евреи сами по себе, быть может, и не виноваты в том, что именно через них на мир воздействуют демонические энергии. «Духовное измерение» антисемитизма можно видеть и в «Майн Камф». Гитлер пишет о том, что арий есть высшее существо не из-за своего ума или культуры, а потому лишь, что способен на жертву ради высшей идеи. Еврей же — прежде всего эгоист, и отсюда все зло. Совпадают обе доктрины и в оценках марксизма. Эта «сорная» еврейская идеология возникла, согласно Эволе, не из-за социальных проблем, а из-за козней разных «демагогов», убедивших рабочих в том, что живется им плохо. То же повторяет и Гитлер, на десятках страниц «Майн Кампф» расписывая образ действий этих самых «демагогов»: еврейской прессы, еврейских банкиров и еврейских общественных деятелей. Воспев «метафизическую войну» светлых рас против народов, несущих черты темных сил, Эвола по сути сформировал идеологию СС — аристократического духовного рыцарства, касты кшатриев-воинов, духовных продолжателей дела короля Артура и его воинства.

19    Креационизм и манифестационизм — символически дешифруемые теории происхождения мира в эзотерической традиции. Космогония креационизма усматривает истоки Вселенной в одновременном акте творения Высшего существа. Космогония манифестационизма заключается в проявлении определенных аспектов высшего начала через эманационное самооткровение и самообнаружение (по материалам электронной энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы»).

http://magazines.russ.ru/continent/2010/144/mo7.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>