Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интеграция

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

3 дек. 2014 г.

Алексей Волович (Одесса): Европейская идентичность Украины в исторической ретроспективе

«Нет никакого сомнения, что когда-нибудь огромное тело российской империи распадется, и Украина станет снова свободным и независимым государством. Время это приближается медленно, но неуклонно. Украинцы – это нация с собственным языком, культурой и исторической традицией. В настоящее время Украина разодрана между соседями. Но материал для строения украинского государства лежит, готов: если не сейчас, то завтра появится строитель, который построит из тех материалов великое и независимое Украинское Государство». 

Великий немецкий ученый и путешественник 
Иоганн Георг Коль (1808-1878). 

Имперская Россия, по меньшей мере начиная с Петра Первого, всегда рассматривала Украину (Малороссию) как часть России, поэтому всякое стремление украинского народа к независимости или даже к автономии жестоко подавлялось. В борьбе против «украинского сепаратизма» использовались различные методы - от русификации и «прикармливания» украинской элиты до уничтожения лидеров украинского национального освободительного движения и силового подавления народных восстаний. Кроме этого, использовались и другие методы: запрещение официального использования украинского языка, преподавания и публикации книг на украинском языке; ликвидация очагов украинской государственности - Гетьманщины и Запорожской Сечи; закрепощение украинских крестьян; подчинение Москве Украинской православной церкви; попытки вытеснить украинское население c Украины и его ассимиляция путем переселения русских и других национальностей на территорию Украины.

Несравненно более жестокими были методы борьбы большевистской России против Украины: оккупация Украины в феврале 1919 г. советскими войсками и ликвидация украинской национальной государственности (УНР, Украинская Держава, Директория), коллективизация и выселение сотен тысяч крестьянских семей (кулаков) на Север России и в Сибирь (в том числе прадеда и прабабушки автора этих строк), Голодомор 1932-1933 гг., жертвами которого стали около 10 млн. украинских крестьян (в том числе две малолетние сестры моей мамы), сталинский массовый террор 1937-1938 гг., унесший жизни миллионов украинцев (в том числе моего деда Ивана) и уничтоживший цвет украинской нации; насильственное переселение сотен тысяч западных украинцев в 40-х годах прошлого века в Сибирь, на Север России и в Казахстан.


И сегодня эстафету борьбы с «украинским сепаратизмом» перехватил В. Путин. Сравнивая политику российских царей, И. Сталина и В. Путина, можно обнаружить довольно много общего. Как у российских монархов и Сталина, сегодня в руках В. Путина безграничная власть во всей России и, невзирая на его официальный титул «президент», он имеет все основания считаться «самодержцем всея Руси». Недавно лидер ЛДПР В. Жириновский предложил запретить в России политические партии и перейти к выборной монархии. Он также предложил президенту России В.Путину должность «верховного правителя». Кроме этого, В. Жириновский предложил поменять нынешний российский триколор на имперский флаг (черно-желто-белый) и заменить нынешний национальный гимн на «Боже, царя храни».
Проходят века, на территории России сменяются общественно-политические и государственные формации, но её имперский характер остается неизменным. Империализм в одинаковой мере был присущ как Российской империи, так и Советскому Союзу. Даже идеолог российского евразийства А. Дугин признал это, заявив, что «с геополитической точки зрения, большевики являлись в XX веке преемниками именно Царской России».
В 1997 году идеолог евразийства А. Дугин писал: «Существование Украины в нынешних границах и с нынешним статусом «суверенного государства» тождественно нанесению чудовищного удара по геополитической безопасности России, равнозначно вторжению на ее территорию. Дальнейшее существование унитарной Украины недопустимо. Эта территория должна быть поделена на несколько поясов, соответствующих гамме геополитических и этнокультурных реальностей… Украинская проблема главная и самая серьезная проблема, которая стоит перед Москвой.»
Сегодня, когда евразийская идеология возведена в России в статус официальной, маниакальная идея А. Дугина о возвращении Украины в лоно Российской империи присутствует практически во всех его выступлениях и статьях: «Для того чтобы Евразийский союз стал по-настоящему могущественным мировым полюсом многополярной полицентричной архитектуры, Украина обязательно должна быть внутри него. Если Украина войдёт в состав евразийского блока, от этого выигрывает Евразия. Если её удастся оторвать и поставить под контроль атлантизма, Запад приобретает важнейший козырь и получает в свои руки мощный рычаг сдерживания потенциального геополитического возрождения России. Поэтому Москва не может просто так вычеркнуть Украину из интеграционного проекта».
Общеизвестно, что не только идеологи евразийства, но и официальная Москва воспринимала и воспринимает независимость Украины как что-то аномальное и временное. Давно не скрывает этого и Путин. Уже стало хрестоматийным цитирование слов В. Путина, сказанных президенту США Дж. Бушу после саммита НАТО в Бухаресте в начале апреля 2008 года: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина - это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территории - это Восточная Европа, а часть, и достаточно большую, подарили мы!»
К сожалению, мы не знаем, что на это ответил Путину Дж. Буш. Скорее всего, дипломатично промолчал, не желая портить отношения со своим «другом Владимиром». И теперь очевидно, что заигрывание многих мировых лидеров с Путиным ещё больше разожгло его имперские амбиции. В известной мере эту линию «обхождения острых углов» в отношениях с Россией продолжил президент Б. Обама в начале своего президентства, когда в 2009 году инициировал «перезагрузку» отношений с РФ. И сегодня многие американские политики обвиняют Б. Обаму в его нерешительности и слабости в отношениях с В. Путиным. Так, сенатор США Джон Маккейн считает главной ошибкой Б. Обамы то, что он «не предоставил Украине вооружения, в котором она сегодня очень нуждается».
Инсинуации и спекуляции московских евразийцев и проимперской пятой колонны в Украине вокруг «Русского Крыма» и так называемой «Новороссии» не утихают с первых дней независимости нашего государства. Нагло фальсифицируя неоспоримые исторические факты, они утверждают, что «Новороссия» и Крым являются «исконно русскими землями», якобы безосновательно включенными в состав Украины в 1919 и 1954 гг.
Кремлевские стратеги и российские идеологи евразийства отрицают европейскую идентичность нашей страны и утверждают, что Украина никогда не имела ничего общего с Европой, она всегда была и должна оставаться частью «Русского мира». И сегодня мы видим воплощение этих бредовых идей на практике. Кремлевская камарилья во главе с Путиным скорее готова и расчленить и уничтожить Украину, чем дать ей возможность свободного и независимого развития в союзе с европейскими государствами.
Сегодня историческая наука в России стала составляющей частью государственной идеологии - евразийства, основными постулатами которой является сакральность власти и приоритет государства перед интересами личности. В последнее время В. Путин все чаще подсказывает российским ученым как «правильно и объективно» представлять народу исторические факты. Путин считает, что нужно «очень серьезно относиться к истории», чтобы не допускать ошибок в нынешнее время. В феврале 2013 года В. Путин предложил разработать унифицированный учебник истории России для средней школы, «лишенный двойного толкования и внутренних противоречий». Чтобы «не травмировать детей», в новом учебнике про сталинские репрессии решили не упоминать. В проекте учебника не говорится ни о пакте Сталина с нацистской Германией, ни о гибели миллионов людей из-за голода и сталинских репрессий. Правление Путина названо годами «усиления вертикали власти, стабилизации экономики и политической системы России после хаоса 1990-х годов».
В мировой истории почти все тираны пытались переписать историю «под себя», чтобы оставить в ней положительный след. Думается, что одним из примеров для Путина в его попытках написать «правильную» историю России может быть Екатерина ІІ, которая решила приукрасить исторический фон России, чтобы показать ее собственное «великое правление». Своим указом от 4 декабря 1783 года Екатерина ІІ повелела создать «Комиссию для составления записок о древней истории, преимущественно России» под наблюдением графа А.П. Шувалова. Императрица лично редактировала составляемую ею «Историю России», правя при этом исторические документы, давая распоряжения по уничтожению некоторых документов и по написанию фальшивок.
Пытаясь переписать историю, Путин обнаруживает определенную трансформацию в своих исторических постулатах. Если в 2009 году он по инерции называл пакт Молотова-Риббентропа аморальным, то в своем выступлении перед российскими историками 5 ноября с.г. он уже заявил о том, что в пакте Молотова-Риббентропа не было «ничего плохого», поскольку, по его словам, с одной стороны «Советский Союз не хотел воевать, а с другой - Сталину нужно было выиграть время для модернизации армии».
Учитывая, что аннексировав Крым и поддерживая террористов и сепаратистов на Донбассе, Путин попрал весь мировой порядок, который создавался в Европе после Второй мировой войны, то не удивительно, что он посягнул на устоявшиеся в исторической науке оценки сговора 1939 г. между Сталиным и Гитлером с целью косвенно оправдать свои агрессивные действия в отношении Украины. При этом, следует отметить, что Путин и его окружение подталкивают Польшу, Венгрию у Румынию вернуть себе те части украинской территории, которые до 1939 года принадлежали этим странам. Такие действия Кремля прямо противоречат положениям Заключительного акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и другим международным документам о нерушимости существующих границ в Европе.
В основе конфликта между Украиной и Россией лежат, прежде всего, цивилизационные различия между европейским трендом Украины и коммуно-ордынским наследием России в его нынешней евразийской интерпретации.

Евразийские фундаменталисты против Галиции
Западный регион Украины традиционно рассматривается идеологами российского евразийства как источник «чуждого» европейского и националистического влияния на «Малороссию», противостоящий усилиям Москвы по втягиванию Украины в орбиту её имперских интересов: «…Ещё со времён княжеских междоусобиц на землях Волынской и Галицкой Руси постепенно утверждалось воспроизводство феодально-аристократической модели под влиянием восточноевропейских соседей (Польши, Венгрии и т.д.), в то время как Владимирская Русь тяготела к модели самодержавной. В ордынский период это цивилизационное разделение усиливается, и постепенно западные регионы бывшей единой Киевской Руси приобретают вполне самобытные цивилизационные черты - при сильном влиянии литовского начала, польской шляхты, католичества и униатства. Западноукраинский фактор претендует на то, чтобы формировать на своей основе вокруг себя как ядра особую «украинскую нацию», утверждающую свои отличия в первую очередь перед лицом России и её социальной идентичности».
По замыслам евразийских стратегов, одним из элементов установления контроля Москвы над Юго-Востоком Украины должно быть его отделение от Западной Украины. Вот как ещё в 1994 «великий эрудит» А. Вассерман предлагал «решить галицкую проблему»: «Независимость от Галичины возможна только через гражданскую войну! Гражданская война не окончится, пока Галичину не признают иностранным государством и не изолируют от Украины… Мы на границе между Галицией и Украиной уложим оставшиеся от советской эпохи танки…». А вот что А. Вассерман вещал в 2010 году: «Никакой Украины не было и нет! Есть Галичина и часть России, искусственно отрезанная от всей остальной России. Галичину необходимо отделить от Украины, которая при мало-мальски честной агитации перед референдумом, несомненно, войдет в состав России. Скорее всего, на правах Юго-Западного федерального округа. Для Украины именно эта форма организации будет оптимальной»…
Думаю, если бы А. Дугин и А. Вассерман прочитали всказывание известного украинского историка И. Крипякевича о том, что «Галицко-Волынское государство объединяло только этнографические украинские земли, и благодаря этому здесь сильнее проявлялись приметы украинской культуры, которые стали основой национальной обособленности», то, конечно, они сказали бы, что Крипякевич - такой же националистический историк, как Грушевский, Яворницкий, Кащенко, Антонович, Драгоманов, Кулиш, Василенко-Полонская, Аркас и многие другие исследователи истории Украины. Ну что ж, тогда, возможно, слова великого русского историка Н. Костомарова что-то значат для евразийской публики: «Уже в XI веке название Русь распространилось на Волынь и на нынешнюю Галицию, тогда как не переходило еще ни на Северо-Восток, ни к кривичам, ни к новгородцам...». Вполне вероятно, что Н. Костомаров для Вассермана не авторитет, потому что его можно обвинить в украинофильстве. Тогда обратимся к уже цитированному нами выше немецкому ученому ХІХ века Й. Г. Колю. Вот что он написал о галицких украинцах в его «Путешествии по Южной России»: «Это малорусское племя так породнено с малороссами, как баварцы с саксонцами. Их язык, очевидно, значительно отличается от великорусского. Зато подольские и киевские малороссы общаются с галицкими, как братья».

Роль Орды в формировании русской государственности 
Многие российские историки считали, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности на основе этнического симбиоза населения Московии и Орды - славян, yгро-финнов, аланов и тюрков. К пониманию этого пришло и нынешнее руководство России, предложив исключить из употребления в исторических исследованиях термина «монголо-татарское иго» и заменить его на довольно громоздкий термин «система зависимости русских земель от ордынских ханов», что по существу не меняет сути явления. По словам Л. Гумилева, «Великороссия… добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приёмным сыном Батыя».
В условиях монгольского владычества произошло слияние этих этносов воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую империю. Орда способствовала объединению северо-восточных русских удельных княжеств в Московское великое княжество преимущественно для удобства управления покорённой обширной территорией. Принцип формирования единовластия среди подвластных племен был для Орды более целесообразным, чем известное правило: «разделяй и властвуй». Таким образом, татаро-монголы приступили к собиранию Руси, по примеру своей государственной системы, которая обеспечивала жесткую вертикальную власть и исключала малейшие проявления демократии. Претерпев на протяжении веков определенные трансформации, в значительной степени ордынская система авторитаризма присутствует в государственном устройстве РФ и сегодня.
В российских учебниках истории Александр Невский изображен героем и защитником Руси. Лубочный и благостный лик «святого» А. Невского создавался веками усилиями российских официозных историков и Русской православной церкви. Однако многие российские историки называют Александра Невского предателем, палачом России и даже «сатаной» русской истории. Практически вся европейская историческая мысль сводится к тому, что именно коллаборационизм Александра стал причиной установления на Руси ига Золотой Орды.
Начиная с 1252 года, ростово-суздальские княжества, позже Московия и Российская империя строили свою «государственность» строго по татаро-монгольским канонам, заимствованным у Орды. Позже, в Советской империи, большевики также придерживались ордынских методов управления: деспотическая централизация власти, подавление малейшего инакомыслия, всеобщее поощрение доносов и предательств, постоянный экспансионизм под лживым прикрытием интернационализма.
И сегодня В. Путин является верным продолжателем А. Невского в насаждении в России евразийства – коммуно-ордынской государственности. Некоторые аналитики расценивают пересмотр Путиным российской истории с целью доказать, что Азия для России более приоритетна, чем Европа и США, как «возвращение в Орду». При этом отмечается, что сам нелегитимный приход Путина к власти в 2000 году в качестве преемника Б. Ельцина, его рокировки с Медведевым все это вписывается в ордынские традиции авторитарной государственности.
Истоки европейской интеграции украинского народа уходят в глубь веков. Исторические факты, которые до недавнего времени скрывались от нас идеологами русской и советской империй, а сегодня искажаются евразийскими идеологами, свидетельствуют о том, что с давних времен Украина-Русь, в отличие от Московии, имела достаточно интенсивные связи с европейскими государствами и воспринималась европейцами как часть европейского сообщества. Сегодня, когда наш народ сделал судьбоносный и бесповоротный европейский цивилизационный выбор и защищает его с оружием в руках от нашествия ордынцев новейшего времени во главе с верховным ханом Путиным, возникла необходимость напомнить себе и доказать нашим евразийским оппонентам на исторических фактах, что развитие Украины было и остается неразрывно связанным с развитием европейской сообщества.

Европейская политика Киевской Руси
Выдающийся украинский историк М. Грушевский называл Киевскую Русь (860-1240 гг.) «первой формой украинской государственности». Впервые термин «Украина», как название территории по обе стороны Днепра, встречается в Киевской летописи 1187 года, за 50 лет до татаро-монгольского нашествия. Украинский народ является прямым наследником Древнерусского государства - Украины-Руси.
Стратегическим направлением внешней политики первых киевских князей была Византийская империя - мощная держава раннего Средневековья, которая охватывала территории на побережье Средиземного и Черного морей. Первые контакты с Византией в тридцатые годы VII в. установил основатель Киева - легендарный князь Кий. С утверждением на киевском престоле князя Олега (882-912) в Киевской Руси воцарилась скандинавская династия Рюриковичей, что привело к усилению связей со скандинавским регионом.
В 980 году сын Святослава Владимир (980-1015) объединил в своих руках все Русское государство, границы которого распространились до Болгарии, Валахии, Венгрии, Чехии, Польши и Литвы на западе и до Поволжья на востоке, от Балтийского моря на севере и к Черному морю на юге. В течение 35-летнего правления князь Владимир Великий объединил не только большинство славянских племен Восточной Европы, но и часть финно-угорских и литовских.
Введение князем Владимиром в 988 г. христианства в значительной степени подняло авторитет Киевской Руси среди европейских христианских государств. Во времена Владимира Великого Киев был «соперником» Царьграда. На его рынках и площадях можно было увидеть немцев, датчан, венгров, чехов, поляков, скандинавов, франков, итальянцев, греков и представителей других европейских народов.
Сын Владимира Великого князь Ярослав Мудрый (1019-1054) много внимания уделял укреплению отношений с европейскими государствами. В 1016 году он заключил союзные отношения с императором Германии Генрихом ІI. Обеспечив польскому князю Казимиру занятие королевского престола, Ярослав выдал за него свою сестру Марию-Добронегу, от которой берет начало целая «плеяда» польских королей.
Ярослав Мудрый укреплял международные связи Руси с помощью династических браков. Сам князь Ярослав, которого называли «тестем Европы», был женат на Феодоре - дочери византийского императора Константина, а также на дочери шведского короля Олафа, Ингигерде. Он также поддерживал интенсивные отношения со Скандинавией, нанимая варяжские отряды для ведения своих войн. Старшей дочери князя Ярослава Мудрого Елизавете суждено быть королевой сразу двух скандинавских стран. Сначала она стала женой (1044) норвежского принца и впоследствии короля Гаральда ІІІ Сурового, а после его гибели в Англии в 1066-м г., где он боролся за английский престол, вышла замуж за датского короля Свена II в Эстридсена.
В мае 1049 дочь Ярослава Мудрого Анна вышла замуж за французского короля Генриха І. Согласно преданию, в отличие от своего неграмотного мужа, Анна была очень образованной, владела многими языками, переписывалась латынью с Папой Римским. Во Францию она привезла из Киева Евангелие, на котором присягали во время коронации все последующие французские короли. Анна участвовала в правлении французским государством еще при жизни мужа. После смерти Генриха I в 1060 г. Анна Ярославна осталась регентшей своего сына Филиппа, который стал королем Франции, а второй сын Гуго - родоначальником Орлеанской линии королевского дома. Еще три своих дочери Ярослав выдал за представителей правящих династий Норвегии, Венгрии и Англии.
Последним великим князем Киевской Руси был внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1113-1125) - сын киевского князя Всеволода Ярославича и византийской царевны Марии-Анастасии из рода Мономаха. Он укрепил международные позиции Киевской Руси, с ним искали дружбы через династические браки правители многих европейских стран и княжеств. Сам Владимир Мономах был женат в первом браке с Гитой, дочерью английского короля Гаральда II. От нее он имел сына Мстислава, которого женил в 1095 на дочери шведского короля Ингвара Кристине.
В период относительной стабильности Киевская Русь была активным участником международной жизни в средневековой Европе. Древнее украинское государство оставило яркий след в европейской истории IX-XIII вв., ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и сделало их равноправными участниками европейских политических процессов.

Европейская политика Галицко-Волынской державы
В 980-990 годах киевский князь Владимир Великий отвоевал у поляков Галичину и Волынь и присоединил их к своим владениям. После упадка Киева на землях Галичины и Волыни образовался новый центр Руси. Столицей княжества в 1141-ом стал Галич. Наибольшего расцвета, экономически-культурного возвышения и политического усиления Галицко-Волынское государство достигло при князе Даниле Галицком (1211-1264).
В 1240-ом году во время монголо-татарского нашествия на Русь, татары разрушили галицко-волынские города, захватили некоторые венгерские, польские и чешские территории и вышли к границам Германии. В 1252 году князь Данило предложил Новгородскому князю Александру Невскому создать союз для борьбы с монголо-татарами, но тот отказался, поскольку на то время уже давно был вассалом хана Батыя. Более того, Александр донес хану на Данилу Галицкого, после чего хан послал войско темника Куремсы на Данилу. В то же время родной брат А. Невского князь Андрей, женатый на дочке князя Данилы, также предложил своему брату присоединиться к союзу против татар, но А. Невский донес хану и на своего брата и призвал на Русь татарское войско для расправы над ним. За верную службу хан наградил Александра Невского Владимирским княжеством, отобранным у его брата Андрея.
В конце 1254-го - весной 1255-го под Владимиром и Луцком князь Данило на голову разгромил татарские войска. Это была первая победа русских князей над татарами, которая свидетельствовала о том, что если бы князья северо-восточной Руси выступили единодушно против татар вместе с Данилом, то 300-летнего монголо-татарского ига на Руси могло бы и не быть. В борьбе с татарами Данило Галицкий пытался использовать и поддержку Папы Римского - Иннокентия IV. В надежде на помощь западных союзников в борьбе с Золотой Ордой, Данило Галицкий принял от Папы Римского коронацию в 1253 г. на короля всей Руси. После смерти Данилы Галицкого в 1264-ом г. его потомки - сыновья, внуки и правнуки - пытались сохранить Галицко-Волынское государство, защищая его от многочисленных захватчиков: монголо-татар, венгров, поляков, литовцев и ятвягов.
Галицко-Волынское княжество продолжило государственно-созидательные традиции Киевской Руси, стало важным этапом утверждения украинской государственности и формирования украинской народности. Галицко-Волынское государство сохранило, приумножило и передало последующим поколениям культурное и духовное наследие Руси. В течение ста лет после упадка Киева Галицко-Волынское княжество служило опорой украинской государственности и сыграло большую роль в переломный момент истории украинского народа, сохранило его культурную и политическую идентичность.
Унаследовав культурно-национальные традиции Киевской Руси, Галицко-Волынское государство в то же время развивалось под воздействием европейской культуры, тогда как князья северо-восточной Руси перенимали менталитет монголо-татарских завоевателей, что впоследствии проявилось в автократических тенденциях дальнейшего развития Московии, Русской империи, Советского Союза и сегодняшней России.
Украинцы в составе Великого княжества Литовского. Во второй половине XIV ст. с упадком Галицко-Волынского государства для украинских земель начинается новый драматический период истории, связанный с усилением Великого княжества Литовского и его наступлением на Юго-Западную Русь, предопределенным ее упадком в результате экспансии со стороны Польши, Венгрии, а также нападений татаро-монголов, крымских татар и Османской Турции. Почти на три века, вплоть до эпохи Б. Хмельницкого, украинский народ потерял свою государственность. Но, невзирая на это, формирование украинского этноса продолжалось. Украинцы-русины сохранили свою культуру, свою православную веру, что стало предпосылкой процесса дальнейшего образования нации, формирования европейской идентичности украинской интеллектуальной и духовной элиты, становления украинской государственности.
Великое княжество Литовское (ВКЛ) существовало в 1236-1795 годах на территории современной Литвы, части Эстонии и Латвии, Беларуси, восточной Польши, западной Московии и большей части Украины. ВКЛ основал литовский князь Миндовг, который в 1230-1240 гг. объединил часть литовских и русских племен в Литовском государстве. Дальнейшее расширение владений ВКЛ состоялось в XIV ст. в период правления князя Гедимина (1316-1341 гг.) и его потомков. В 1322 г. Гедимин захватил Житомир, Киев, Канев, Черкассы, Брянск, Переяслав и другие русские города. Впоследствии в Литовское княжество вошли Волынь, Чернигово-Сиверщина, Подолье и Брацлавщина. Украинские, белорусские и частично русские земли составляли 9/10 общей площади княжества.
В 1385 г. с целью защиты ВКЛ от Тевтонского ордена князь Ягайло (1377-1392) заключил Кревскую унию с Польским королевством. За руку польской королевы Ядвиги, князь Ягайло обязывался присоединить земли Литвы и Украины к Польской короне и обратить литовцев в католицизм. Во времена княжения Витовта (1392-1430 гг.) значительно распространилась колонизация украинских земель на юг и восток, вплоть до Черного моря. С целью защиты от крымских татар русское население Литовского государства возвело ряд укреплений и замков - Черн на Днестровском лимане, Кочубей - на месте нынешней Одессы и несколько крепостей на Южном Буге и нижнем Днепре.
Население украинских земель не оказывало сопротивления литовским князьям, поскольку они относились достаточно толерантно к существующему общинному устройству на этих землях. Местные русские феодалы сохранили свои владения. Чернигово-Сиверщина, Киевщина и Подолье оставались автономными. Поражение литовско-русских войск в битве на Ворскле в 1399 г. с золотоордынскими войсками перечеркнуло планы князя Витовта об объединении литовских и русских земель в рамках самостоятельного Литовско-Русского государства.
Важное значение в жизни населения Украины-Руси имел сборник законов, известный под названием «Литовский устав» (первое издание - в 1529 г.), который опирался на «Русскую правду», включал элементы гражданского права, а также внедрял новые европейские юридические понятия. Жители многих городов пользовались так называемым магдебургским правом, которое получили Львов, Киев, Луцк, Крeмeнeц, Владимир, Житoмир и другие города. В течение первого века после установления литовской власти русский (украинский) язык был признан официальным.

Украинские земли во времена Речи Посполитой
В начале XVІ ст. в результате постоянных войн против Московии и татар Великое княжество Литовское стало приходить в упадок. Кризис достиг своего критического предела во время войны с Московским царством, которая длилась с 1562 г. до 1570 г. В этих условиях Литва искала спасения в союзе с Польшей. Подписание Люблинской унии 1 июля в 1569 г., стало началом образования нового федеративного польсько-литовського государства – Речи Посполитой (РП), которая просуществовала до третьего раздела Польши между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией в 1795 г. Кроме поляков и литвинов на территории Речи Посполитой проживали русины (украинцы), белорусы, немцы, жмудь, евреи, греки, армяне, татары, валахи и другие народности. РП вела непрерывные войны против Московского государства, Османской империи Швеции, Пруссии, крымских татар, а в дальнейшем и против украинских казаков.
В соответствии с решениями Люблинской унии, украинская шляхта уравнивалась в правах с польской и литовской. Она выступала за сохранение всех существующих привилегий, свободы вероисповедания, русского (украинского) языка в официальном делопроизводстве. Украинская шляхта была поставлена перед необходимостью выбора между относительно прогрессивным конституционным устройством Польши и абсолютной монархией Московского царства. Польша была страной с ограниченной королевской властью, гарантированными политическими свободами и сословными привилегиями, относительной религиозной толерантностью, самобытной ренессансной культурой, что привлекало украинскую правящую элиту.
Литовское княжество вынуждено было передать под контроль Польши практически все украинские земли, которые раньше принадлежали Литовскому княжеству: Подляшье, Волынь, Киевщина, Подолье и Брацлавщина. Литовское княжество определенное время сохраняло свою автономию, в частности местное самоуправление, войско, казну и систему судопроизводства.
С целью разрешения конфликта между католиками и православными в 1596 г. в г. Бересте (в настоящее время Брест) был созван церковный собор с целью объединить католическую и православную церкви в Украине. В результате возникла третья церковь - униатская, или греко-католическая. Украинская знать в своем подавляющем большинстве поддержала идею унии, поскольку стремилась получить права, которыми пользовались польские шляхтичи. В то же время в РП проводился курс на устранение украинцев от участия в городском самоуправлении в больших городах. Осуществлялась фактическая ликвидация православной веры - закрытие православных храмов и монастырей, насильственное обращение в католичество.
Разделение украинцев на две конфессии положило начало отличиям между восточными и западными украинцами. Привилегированное состояние польской шляхты оказывало значительное ассимиляционное влияние на украинскую знать. Вследствие этого происходило массовое ее отречение от православия, переход в католицизм и полонизация. Украинцы теряли свою элиту и свою идентичность. И все же значительная часть украинских магнатов и мещан оставалась верной своей вере и своей культуре.

Европа и украинская культура во времена ВКЛ и РП
Литва и Польша сближали Украину с Западной Европой, открывали окно на Запад. Оттуда шли новые культурные влияния, которые захватили, в первую очередь, украинскую знать. Благодаря Польше Украина познакомилась с такими течениями в культуре Западной Европы, как Гуманизм и Реформация. Западноевропейские культурные влияния проникали в Украину благодаря тем украинским интеллектуалам, которые получали образование в европейских странах. Многие из них впоследствии становились элитой украинского народа - выдающимися общественными и политическими деятелями.
Европейские идеи Реформации и Возрождения распространяются в Украине, содействуя национально-культурному развитию украинцев-русинов. Этому способствовало возникновение в конце XVI ст. церковных братств, новых общественных организаций, которые активно участвовали в общественно-политической, национально-культурной жизни украинского народа. В условиях наступления Речи Посполитой на украинские земли братства организовывали и поддерживали школы, оберегали памятники истории, культуры, ценные книги, летописи.
Начиная с XV ст. при университетах Праги и Кракова существовали специальные бурсы для студентов из Украины. Только в одном Краковском университете в течение ХV - ХVІ ст. получили образование 800 выходцев из Украины. При Карловом университете в Праге был создан специальный «литовский коллегиум», где учились литовцы, украинцы и белорусы. Студенты из Украины учились также в Болонском, Падуанском, Базельском, Гейдельбергском, Лейденском и других университетах. В университетах и других учебных заведениях Германии во второй половине XVII - XVIII ст. обучалось около 450 студентов из Украины. В Кенигсбергском университете Альбертина с конца XVI ст. до конца XVIII ст. обучалось 250 украинских студентов. Часть украинских студентов оставалась жить и работать в странах Западной Европы. Некоторые из них стали выдающимися представителями западноевропейской науки и культуры.
Ученым европейского масштаба, проповедником гуманистических идей и новых достижений науки был Юрий Котермак (около 1450-1494 гг.), более известный миру как Юрий Дрогобич, который изучал астрономию и медицину в Ягеллонском и Болонском университетах. Среди гуманистов украинского происхождения яркой фигурой был Павел Русин (1470-1517) из города Кросна (в настоящее время воеводство Польши). П. Русин учился в Краковском и Грейсвальдском университетах, некоторое время работал в Германии и Венгрии, преподавал римскую литературу в Краковском университете.
С Острогом связана деятельность большого украинского патриота, активного защитника православия, киевского воеводы Василия Острожского (1526-1608) - сына великого гетмана литовского, победителя над московскими войсками под Оршей (1514). Князь В.Острожский был самым влиятельным среди тогдашних украинских магнатов, общепризнанным меценатом и культурным деятелем. Польский король Стефан Баторий назвал его «верховным хранителем и защитником православной церкви в Западной Руси».
В Острожской славяно-греко-латинской школе собрались лучшие научные силы Украины. Первым ректором школы был Герасим Данилович Смотрицкий (?- 1594) - отец знаменитого Мелетия Смотрицкого (1577-1633) - автора единственного в то время пособия по церковнославянскому языку – «Грамматике словенской», изданной в 1619 г. Михаил Ломоносов отзывался об этой грамматике как о «вратах своей образованности».
Выдающийся культурный деятель Украины XVII ст. Петро Могила (1596-1647), потомок молдавской княжеской династии, породненной с украинскими и польскими аристократическими родами, получил образование во Львовской братской школе, после чего учился в Париже. В 1625 г., после переезда в Киев, П. Могила принял монашеский постриг, а в 1627 г. был избран архимандритом Киево-Печерской лавры. П. Могила стоял у истоков высшего образования в Украине. При участии П. Могилы в сентябре 1632 г. был создан Киевский коллегиум - первое и на протяжении длительного время единственное высшее учебное заведение у восточных славян, гордость и слава Украины, знаменитая Киево-Могилянская академия. Похоронен П. Могила в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.
Начало украинского книгопечатания связано с именем Ивана Федорова (1525-1583). В 1553-1563 гг. И.Федоров руководил созданием государственной типографии в Москве. В ней он вместе с Петром Мстиславцем в 1564 г. напечатал первую русскую книгу – «Апостол». В 1575 г. И.Федоров переехал в Острог, где в 1578 г. напечатал букварь для Острожской школы. В 1581 была напечатана Острожская Библия» - первое издание Библии на церковнославянском языке. И. Федоров умер 16 декабря 1583 г. и был похоронен на территории Онуфриевского монастыря во Львове.
В 1556-1561 гг. в Пересопницком православном монастыре на Волыни был сделан первый из известных доныне переводов текстов Евангелия с болгарского на разговорный украинский язык. Пересопницкое Евангелие - уникальная достопримечательность украинской культуры, национальная святыня Украины, на которой клялись все президенты Украины после 1991 года. В период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой украинская народность не только не растворилась среди польского и литовского этносов, но и сохранила свою идентичность и самобытную культуру, обогатив ее приобретениями європейської цивилизации. Благодаря синтезу духовных приобретений Запада и Востока Европы Украина повернулась лицам к Европе без принятия католических догматов и без потери национальной идентичности.
В отличие от Московии, которая была практически изолирована от европейского культурного влияния, украинская культурная и интеллектуальная элита находилась в состоянии постоянного взаимодействия с европейской духовной элитой и распространяла свои знания и духовные приобретения среди украинского народа путем введения разветвленного народного образования, что практически отсутствовало в Северо-Восточной Руси, где общественная жизнь формировалась согласно ордынским традициям абсолютизма и автократии.
Обучение украинских студентов в эпоху Речи Посполитой в европейских городах сопровождалась сменой представлений o другом мире, других духовных ценностях, в то время как для изолированных московитов с их архаичным мировззрением Европа всегда ассоциировалась с чем-то опасным и враждебным.

Влияние украинской культуры на Московию
300 лет тому назад российский император Петр Первый «прорубил окно в Европу», пытаясь вывести Россию на путь цивилизованного развития. Что касается Украины, то задолго до Петра І она была мостом между Европой и Московией. Исторические факты свидетельствуют о том, что в XV-XVІІ вв. киевская культура была значительно выше московской. В XVІ-XVІІ вв. на науку в Московии смотрели как на «порождение врага человеческого рода - дьявола». Бытовала даже пословица: «Кто латыни научился - тот с правого пути совратился». Поэтому не удивительно, что приехавший в Москву Максим Грек, человек высокой западной культуры, просидел в темнице более 20 лет. Не удивительно и то, что из 30 молодых людей, которых Б. Годунов послал за границу учиться, в Россию вернулся только один. В то время, когда по всей Украине были десятки типографий, в Москве была только одна, да и та печатала книги исключительно религиозного содержания. В 1640 г. митрополит киевский Петр Могила писал царю Михаилу Федоровичу – деду Петра І о том, что в Московии необходимо завести науку, и если царю будет угодно, то он мог бы прислать ему учителей. В 1698 году сам Петр І писал московскому патриарху: «Священники у нас мало грамоте разумеют, надобно их в Киев в обучение послать».
Во второй половине XVІІ в. в Москве работали такие украинские ученые как Семен Полоцкий, Стефан Яворский, Данило Туптало и другие. А Феофан Прокопович (1681-1736) имел огромное влияние на Петра І, московскую науку и литературу. В 1649 г. украинцы учредили в первую в Московии школу. Академик А. Пыпин писал: «Киевская наука была в Москве делом неслыханным и производила различное впечатление. Одни отнеслись к ней с полным сочувствием и желали отправиться в самый Киев для более широкого образования, другие, верные старому обычаю, заподозрили в ней нечто зловредное и опасное»... В XVІІІ ст. украинцы ставили свои театральные представления по всей Московии и основали театры в Харькове, Казани, Тобольске, Новгороде и Смоленске.
Таким было культурное влияние Украины на Московию в XVІІ в. «Киевляне, - пишет профессор А.С. Архангельский, - уже со второй половины XVІІ в. в Московской Руси – хозяева положения, лучшие, наиболее выдающиеся здесь деятели, которые подготовили почву и условия для реформ Петра І. Они же были его ближайшими помощниками в проведении этих реформ».


* * *
Рудименты ордынского государственного устройства, с которым начал бороться еще Петр Первый, не только проявляются, но ещё больше усиливаются в современной России. Сегодня, вместо того, чтобы продолжить евроинтеграцию, начатую Петром І, Путин пытается отгородиться от культурного влияния Европы и построить евразийскую Россию на основе коммуно-ордынского наследия. Идеологические потомки московских бояр-старообрядцев эпохи Петра І и сегодня утверждают об особом третьем пути России и ее особенной евразийской миссии в мире. Но сегодня нельзя отгородиться от всего мира китайской стеной. В эпоху глобализации мир становится единым и взимозависимым.
Европейская интеграция Украины возникла не сегодня и не вчера, она имеет тысячелетнюю историю. Поэтому не удивительно, что сегодня подавляющее большинство украинского народа, а не только его нынешнее руководство, стремится стать частью европейского содружества народов. Однако наряду с заимствованием европейских ценностей в Украине на протяжении многих веков формировались наши собственные национальные ценности, которые представляют основу нашего мировосприятия и нашей идентичности. И наши ценности мы должны беречь и развивать. Только на пути взаимодействия, взаимообогащения и конвергенции лучших элементов Европейской культуры и «Українського світу» возможно строительство новой Европы, которая сможет противостоять имперским амбициям «путинской России» и архаического «Русского мира».
После Помаранчевой революции и Революции Достоинства все попытки путинского режима вернуть Украину в колониальное состояние обречены на поражение, поскольку Украина уже фактически стала частью европейского сообщества и её поддерживает весь цивилизованный мир.


Алексей Волович,
кандидат исторических наук, научный 
сотрудник Института стратегических исследований и прогнозирования трансатлантических процессов,
г. Одесса
12 ноября 2014 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru