Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интеграция

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

19 нояб. 2014 г.

Вадим Штепа: Глядя из Московии: Россиян не существует

 Гуляя недавно по Киеву, общаясь с местными друзьями (кстати, киевляне владеют русским лучше, чем многие москвичи), меня неизбывно мучил вопрос — чем же мы отличаемся?

Было заметно, что отличаемся очень многим — но сформулировать трудно... Самое простое, на поверхности: люди чувствуют себя хозяевами своей страны. А ты чувствуешь себя гостем — это нормально и прекрасно, киевляне (в хостеле, в разных кафешках и т.д.) очень гостеприимны к российским гостям, несмотря на то, что между нашими странами идет фактическая война...

Но, возвращаясь домой, ты и дома не чувствуешь себя хозяином своей страны. Да и никто из окружающих тебя сограждан не чувствует. Есть «власть», а есть «мы». Как было, так и есть. Со времен совка ничего не изменилось...

И это прорубает очень глубоко, заставляя пускаться в поиски исторических причин такого различия...

Моя точка зрения такова — после распада СССР в 14 республиках из 15 возникли новые гражданские нации. От Эстонии до Туркмении. И они приняли новые государственные границы. Здравомыслящие эстонские и туркменские русские выучили язык своих республик и стали их полноправными гражданами. В быту они продолжают общаться между собой по-русски (не слышал, чтобы в какой-то республике за это преследовали), но по факту уже стали частью гражданских наций своих республик. Они выбирают собственных президентов, а иногда даже сами баллотируются в республиканские парламенты.
Конечно, между Эстонией и Туркменией есть разница. Но не принципиальная — в плане того, чтобы русскому человеку отказывали в праве получить гражданство той республики, где он живет. Знай государственный язык, уважай местные законы — и ты такой же член республиканской гражданской нации, как и этническое большинство твоей республики.
Мэром Риги ныне является этнически русский Нил Ушаков. К нему может быть самое разное отношение, но неоспоримо одно — он принадлежит латвийской гражданской нации.

А вот в одной из бывших постсоветских республик сложилась совсем иная картина.

Президент РСФСР Ельцин вместе с руководителями УССР и БССР в 1991 году денонсировали Союзный договор 1922 года. Однако — в массовом сознании жителей РСФСР это отразилось не как цивилизованный «развод» бывших союзных республик, но как образ того, будто все отделились от России.

Это очевидно имперское мировоззрение. Ельцин этот великодержавный синдром в свое время не вылечил а Путин, наоборот, придал ему имидж здоровья. Если распад СССР был «величайшей геополитической катастрофой ХХ века», то теперь задачей на XXI век ставится преодоление этой «катастрофы» и новое «собирание русских земель»...

РСФСР (ныне РФ) становится новым имперским центром, который, по замыслу его проектантов, должен вновь вобрать в себя все территории бывшего СССР.

Откуда, черт побери, взялась эта имперская лихорадка? Жили бы в своей стране, обустраивали бы ее по мере сил — так нет: надо откусывать куски у других и считать это «патриотизмом».

Я согласен с «экономической» версией происходящего — правящая в РФ камарилья, обожравшаяся нефтегаза и понастроившая шубохранилищ, совсем спятила — как пушкинская старуха, возжелавшая стать «владычицей морскою»...

Но есть и другие, не менее интересные аргументы — исторические.

Недавно коллеги прислали мне ссылку на великолепное исследование Дэвида Бранденбергера «Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956)». Прочитав его, я был обескуражен — насколько времена могут отражаться и почти совпадать...

Откуда, вы думаете, взялся этот воинственный миф «русского мира»? А прямиком — из сталинской эпохи, утверждавшей, что «для русских нет никаких буржуазных границ». Ну вот, возникли в 1991 году новые государственные границы? Неважно — мы их легко нарушим, ибо никакой сакральной и юридической значимостью они для нас не обладают. Мы — строители нового мира и вместе с тем — наследники великой русской цивилизации, которая мочила весь окружающий мир. А «советское» и «русское» — это почти синонимы (несмотря на то, что множество русских сидит в лагерях...).

Это — официальная советская доктрина с конца 30-х годов. Я был просто поражен эрудиции автора книги — о чем-то сам давно уже догадывался, но не думал, что это все и в реале было настолько очевидно. А оно было еще круче...

Из поздравления т. Сталина к 800-летию города Москвы (1947):

"Заслуги Москвы состоят не только в том, что на протяжении истории нашей Родины трижды освобождала ее от иноземного гнета — от монгольского ига, польско-литовского нашествия, от французского вторжения. Заслуга Москвы состоит, прежде всего, в том, что она стала основой объединения разрозненной Руси в единое государство с единым правительством, с единым руководством... Историческая заслуга Москвы состоит в том, что она была и остается основой и инициатором создания централизованного государства на Руси".


Дорогие читатели, что у нас изменилось со сталинских времен?

В книге Бранденбергера приводятся еще основные причины уничтожения «Ленинградской группы в ВКП(б)» в 1949 году. Она возникла на волне послевоенного «русофильского» подъема — но хотела развить его в некоторое самоуправление РСФСР. Ее участники задавались резонным по тем временам вопросом — почему во всех остальных союзных республиках есть республиканские компартии, а в РСФСР — нет? И предлагали перенести столицу РСФСР в Ленинград, оставив за Москвой лишь «союзный» уровень.

Ответ Сталина был жесточайшим даже по меркам послевоенного времени. Участники этой группы (Вознесенский, Кузнецов и т.д.) были расстреляны. РСФСР осталась лишь какой-то виртуальностью — по сравнению с другими республиками...

Сталин просто показал — русское = имперское, и никаких вам суверенитетов!

К чему я вспомнил эту давнюю историю? Я полагаю, что она многое объясняет в том, почему в России, в отличие от других бывших союзных республик, так и не сложилось новой гражданской нации.

Здесь так и остался по преимуществу тот же «советский народ», который гораздо более интересуется «приращением» своей территории, чем обустройством уже имеющейся. Этот имперский комплекс насадил Сталин — и реанимировал Путин.
Нынешние жители РФ до сих пор считают всю территорию СССР «своей». Поэтому «россиян» — как гражданской нации внутри собственных границ — не существует. Есть лишь самый большой осколок «советского народа»...

Вадим ШТЕПА,
философ, публицист, регионалист, проживает в Петрозаводске (Республика Карелия).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru