Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интергация

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

3 окт. 2014 г.

Михаил Шрайбман: Либертарное социалистическое общество (Идеи Мендела Дайнова)

Имя Мендела Дайнова сегодня почти забыто. Между тем, он стоял у истоков российского анархистского движения начала 1900х гг. С идеями Дайнова можно ознакомиться по материалам энциклопедии "Революционная Мысль в России в России XIX- начала XX века" (статья за авторством Д.Рублева). Дайнов интересен оригинальными мыслями, рассмотрением идеала будущего неавторитарного социалистического общества.

Все или почти все тогдашние российские анархисты находились под влиянием революционного синдикализма. Сложившись в конце 19- начале 20го столетия (Франция, Италия, Испания, США и др.) на основе спонтанного взаимодействия независимых группировок работников, ревсиндикализм вскоре превратился в могучее общественное движение. Были созданы ассоциации самоуправляющихся профессиональных союзов (синдикатов). Эти организации, как правило, создавали отраслевые федерации, затем объединявшиеся в общую региональную структуру. Они вели зарплатные (экономические) стачки, широко применяя тактику прямого действия (насилие против администрации заводов и штрейкбрехеров, захваты предприятий). Кроме того, они ставили своей целью всеобщую стачку, ликвидацию капитализма и захват всей существующей промышленности в свои руки.

Почти все лидеры российских анархистов - Дайнов, Карелин, Новомирский, Волин, Гроссман-Рощин (с определенного момента), - попали под обаяние революционного синдикализма. Его идеи и практика, по мнению Дайнова, создают экономическое основание будущего общества.


Хозяйство местных общин (коммун) будет организовано на базе отраслевых "производительных групп", созданных, в свою очередь, из революционных профессиональных союзов (синдикатов). Причем, именно синдикаты, в ходе повседневной экономической борьбы, начатой еще в условиях капитализма, должны подготовить работников к самоуправлению. Сначала, устраивая забастовки за зарплату, люди учатся коллективному взаимодействию, прямой демократии в ходе принятия решений на собраниях коллектива. Используя прямое действие, работники разрушают государство и, одновременно, преодолевают в самих себе страх перед государственной властью и уважение к ее законам. Затем синдикаты захватывают предприятия и управляют ими. Такова была концепция революционного синдикализма конца 19 - первой половины 20го столетия. И эту концепцию принимали многие анархисты.

(Разумеется, данная идея сильно не понравится многим людям, прежде всего пацифистам и правозащитникам. Но в любом случае, отсюда становится ясно, почему участие в современных профсоюзах не имеет никакого отношения к социальной революции и анархизму. В современных профсоюзах решения работников ограниченны рамками социального партнерства с бизнесом и законами государства. Кроме того, многие важные решения принимают не собрания коллективов, а профсоюзные чиновники.)

Но производственных групп недостаточно для управления общиной. Кроме производства материальных благ, имеется множество других вопросов: устройство образования, жилья, обороны, местное право. Все эти вопросы будут находиться в ведении территориальных общин (коммун) , их собраний и советов делегатов. Объединения производственных групп внутри общины займутся исключительно экономикой. Иными словами, Дайнов предложил организовать общество, сочетая два принципа: территориальный и производственный.

Существуют так же хозяйственные и социальные вопросы, которые не могут быть решены на уровне местной общины. Например, вопросы организации транспорта, железных дорог и других крупных предприятий, которые невозможно создать и поддерживать в рабочем состоянии силами одного местного коллектива. Такие проекты будут осуществлены общинами (коммунами) совместно. Важной стороной нового общества станет система федеративных соглашений между отдельными коммунами. Будут созданы и общие органы управления федеральными проектами - съезды делегатов общин. (Дайнов полагал, что эти съезды могут быть лишь временными, так как он опасался концентрации власти в руках централизованных структур. В годы русской революции 1917-1921 гг представители другого либертарно-социалистического движения, эсеры-максималисты, выдвинут идею постоянных, не подлежащих роспуску съездов делегатов. Участники съездов должны находиться в постоянной связи со своими избирателями - местными общинами).

Оригинальная идея Дайнова состояла и в том, что в условиях социальной революции, общество, организованное в единое целое государством, неизбежно распадается на отдельные регионы. Это весьма точное наблюдение. Именно так развивались события в ходе ряда известных нам революциях.

Внутреннее единство отдельных регионов обеспечивается их географическим положением, местными обычаями и традициями, экономическими интересами и общим историческим прошлым. Затем, в случае успешного развития, на месте регионов возникнут самоуправляющиеся коммуны, которые в дальнейшем объединяются в крупные федерации, в общероссийскую, а затем и в международную федерацию. Ясно, однако, что если работники не будут иметь никакого опыта самоорганизации, то подобное объединение окажется невозможным.

Весьма интересна, на наш взгляд, предложенная Менделом Дайновым критика государственного социализма.

В те времена многие политические деятели или теоретики, как левого, так и правого толка, почему-то были убеждены в преимуществах экономической системы, тотально управляемой централизованным государством. Такие представления были связаны с марксизмом, но не только с ним. Дайнов же, напротив, отмечает неэффективность государственного сектора экономики.

Существование государственного предприятия зависит не от того, насколько успешно оно функционирует, а от воли чиновников (финансирующих заводы за счет государственных средств). Предвосхищая внутренние проблемы и крах СССР, Дайнов, фактически, определяет тотальную национализацию, тотальное огосударствление экономики, как тупиковую ветвь модернизации в сравнении с капиталистическими отношениями (сторонником последних Дайнов, разумеется, не был). Кроме того, национализация не способна избавить общество от злоупотреблений и господства элиты :

"С поразительной очевидностью обрисовывается полная несостоятельность бюрократии серьезно организовать какие-либо промышленные предприятия и вся невыгодность, вся разорительность централизованного производства. Затраты на постановку дела обыкновенно чрезмерно большие, производстве не урегулировано, продукты отвратительны и качеством гораздо хуже тех же продуктов частных производителей. Но, тогда как, при таких обстоятельствах, частные предприятия обыкновенно прекращаются, государственные, весьма часто и невзирая ни на что, продолжают все-таки свое существование, в котором заинтересована та или иная "особа" чиновничьего мира..."

"Отнять все общественные богатства и все орудия производства у господствующего класса и предоставить их коллективистической администрации - это передать ей фактически и могущество экспроприированной буржуазии... Она сможет злоупотреблять потому, что в ее руках будут все, все нити экономической, и следовательно, и политической жизни общества, все силы грозного, централизованного, государственного механизма. [...] И она будет злоупотреблять потому, что само ее положение ее толкнет на это".

Данный текст завершает пока серию публикаций на тему исторических движений в поддержку либертарного социалистического общества. предыдущие были о Кронштадтской Республике 1918 г и об эсерах-максималистах:https://www.facebook.com/michael.shraibman.7/posts/579284995509186 иhttps://www.facebook.com/michael.shraibman.7/posts/577387072365645

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru