Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интеграция

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

12 авг. 2014 г.

Владислав Мальцев: Теология сопротивления Иосифа Волоцкого

В РПЦ сегодня не пользуется популярностью учение о сопротивлении нечестивой власти, освещенное именем преподобного Иосифа, игумена Волоцкого.

Проблема взаимоотношений Церкви и власти, отношения Церкви к общественному протесту приобрели в последний год особое значение. Неудивительно, что именно эту тему затронул 28 сентября в своем выступлении в МГУ по случаю получения звания почетного доктора Патриарх Кирилл.

«Священное Писание утверждает абсолютную необходимость института гражданской власти в пораженном грехом мире. Цитирую апостола Павла: «Противящийся власти противится Божиему установлению» (Рим 13:2), – сказал Предстоятель РПЦ, рядом с которым в президиуме, словно представляя ту самую власть, сидел председатель Госдумы Сергей Нарышкин. – Православные христиане, по заповеди апостола, молятся «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:2)... Представители государственной власти, которые поддерживают порядок и пресекают беззаконие, исполняют миссию, возложенную на них самим Богом». Впрочем, Патриарх далее заметил, что, «сталкиваясь с неправдой и грехом, Церковь может выступить с обличением, в том числе и правителей, когда они изменяют своему долгу». «Примером такого обличения может служить святитель Филипп Московский, выступивший против неправосудия царя Иоанна Грозного», – сказал глава РПЦ.
Патриарх мог бы процитировать собравшимся и пункт III.5 из принятых в 2000 году на Архиерейском Соборе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», который гласит: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной полноты, церковное священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению». Впрочем, в последнее время этот пункт не особенно в чести у священноначалия РПЦ. Чаще слышны слова осуждения массовых акций оппозиции, требующей пересмотров решений власти и апеллирующей к мировому общественному мнению.
Критическое отношение к власти вообще оказалось неразвито в русской Церкви, на протяжении целого ряда веков выступавшей в тесной связке с государством. Как выразился в своей докторской речи Патриарх, «большое место в православной традиции занимает этика государственного служения».
Можно отметить, что подобная традиция есть и в западном христианстве. Так, лоялистская позиция была характерна для образованной в XIX веке при прямом участии прусских монархов Евангелической Церкви Германии. В то же время протестанты, подвергавшиеся гонениям в католических государствах и перебравшиеся в Северную Америку, приобрели качества, породившие пресловутый свободолюбивый «американский дух». Впрочем, аналог такого западного «теологического бунтарства», как назвал протестантизм XVI века известный американский историк культуры Ричард Тарнас, можно найти и в русской богословской традиции.

Фигура и учение преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) освещены в литературе достаточно однобоко как в светских, так и в церковных публикациях. «В русской истории роль Иосифа Волоцкого однозначна: ему принадлежит стройная система теократического абсолютизма, православной теократии, которую называют теорией власти московских государей», – писал о нем Михаил Геллер в своей «Истории Российской империи» (Т. 1. М., 1997). Ему вторит протоиерей Дмитрий Сазонов в докладе «Церковь и государство: на пути к Третьему Риму», зачитанном на I Романовских чтениях (Кострома, 29–30 мая 2008 года): «Именно преподобному Иосифу Волоцкому в русской истории принадлежит роль создателя стройной системы теократического православного абсолютизма, которая подразумевает обожествление государя и построение отношений между духовной и светской властью».

Только в некоторых исследованиях имеется иная оценка идейного наследия Иосифа Волоцкого. Так, в «Истории политических и правовых учений» (М., 1999), подготовленной коллективом юрфака МГУ, говорится: «В научной литературе, посвященной Иосифу Волоцкому, распространено мнение, что он проповедовал приоритет государственной власти над церковной, отдавал Церковь государству, был идеологом самодержавия и т.д. Данное мнение проистекает из очень поверхностного знакомства с произведениями Иосифа Волоцкого и не учитывает фактов его биографии. Иосиф был церковным деятелем и всю свою сознательную жизнь отстаивал независимость Церкви, незыблемость ее идеологических догматов». Дореволюционный историк Владимир Вальденберг в книге «Древнерусские учения о пределах царской власти» (СПб., 1916) отмечал, что Иосиф Волоцкий и его последователи, «иосифляне», «первые в русской литературе выставили учение о правомерном сопротивлении государственной власти», исходя из христианского вероучения.

Соответствующие высказывания содержатся прежде всего в главном труде всей жизни Иосифа Волоцкого – книге «Просветитель», состоящей из 16 «слов» (частей), написанной на рубеже XV и XVI веков. В 7-м «слове» Иосиф высказался по поводу едва ли не самого известного отрывка из Послания апостола Павла римлянам по поводу отношения христиан к государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:1–3). В своей трактовке Иосиф следует толкованию святого Иоанна Златоуста (347–407) в «Беседе XIII на Послание к римлянам»: «Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются... это я называю делом Божьей премудрости». О безоговорочном конформизме речи не идет, сам Златоуст, будучи епископом Константинополя, открыто обличал византийскую императрицу Евдоксию за присвоение имущества опального вельможи.

«Следует поклоняться и служить им телом, а не душой и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 21), – говорит Иосиф Волоцкий. – Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей. «Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице» (Лк. 13:32). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны». И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле (Дан 3:18). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению».

«Таким образом, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны, – констатируют авторы Института государства и права РАН в «Истории политических и правовых течений» (М., 2004). – Развитие критических положений логически приводило к мысли и об осуждении того или иного правителя как злого, которому можно не только не подчиниться, но и оказать сопротивление». Владимир Вальденберг отмечает, что «Иосифу не чужда мысль и о земной ответственности царей», так как в своих посланиях современникам преподобный прямо «указывает на судьбу (ветхозаветных. – «НГР») царицы Иезавели и царя Ровоама, которые еще в здешней жизни понесли жестокую кару за несправедливое отношение к своему народу».

«Серапион архиепископ говорит: «Волен государь, хочет грабит, хочет жалует». А то забыл, что говорит Божественное Писание: если не судите по правде, если не по воле Божией живете, но уповаете на ложь и желаете расхищать имущество (других людей. – «НГР»), – то за это скоро и страшно на вас придет погибель», – говорится в письме преподобного одному из вельмож (Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959). В подтверждение Иосиф приводил примеры из Библии: «Как царица Иезавель захотела похитить незаконно виноград Науфея – за это предал ее Бог псам на корм... Как царь Ровоам захотел отнимать имения у живших в Иерусалиме людей – так с царством и жизнь потерял. Такое осуждение (от Бога. – «НГР») бывает тем, кто простых людей обижает».

Как отмечали дореволюционные историки, учение Иосифа Волоцкого легло в основу сопротивления русских старообрядцев насильственной смене веры в XVII веке. Известный богослов протоиерей Василий Жмакин писал в книге «Митрополит Даниил и его сочинения» (М., 1881), что «воззрения Иосифа (Волоцкого. – «НГР») сделались достоянием той массы книжников, которая полтора века спустя после него воспротивилась нововведениям Никона». В свою очередь, пишет Жмакин, Патриарх-реформатор Никон «критически отнесся к личности преподобного Иосифа, и несмотря на то, что Иосиф был канонизован еще при Патриархе Иове (в 1591 году. – «НГР»), он не признавал его святым». Об этом говорит отсутствие Иосифа Волоцкого в составленном Никоном синодике, как и упоминание в житии одного из старообрядческих деятелей XVII века (со ссылкой на близких к Никону людей) о том, что Патриарх «преподобного Иосифа Волоколамского злословил и поносил... образу его святому не поклонялся».

Недавно Московский Патриархат объявил Иосифа Волоцкого покровителем православных предпринимателей, учитывая его роль в спорах «стяжателей» и «нестяжателей». РПЦ устраивают взгляды преподобного на богатства Церкви, однако тираноборческие стороны его наследия остаются не востребованными церковной элитой.

Подробнее: http://religion.ng.ru/politic/2012-10-17/6_volockii.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru