Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интергация

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

10 июл. 2014 г.

Ф. Фадье: Антисемит ли Хайдеггер?

Ф. Федье: Конечно, ставшие теперь известными высказывания Хайдеггера о еврействе (das Judentum) и «евреях» предстают как шокирующие. Но он сам в его время не мог воспринимать их как чудовищные. И если я сегодня что-то скажу о «евреях», например об их юморе или их духовности – не столкусь ли я тотчас и гротескным образом с той опасностью, что меня будут считать антисемитом?..

“Die Zeit”: Но придумывать, что евреям присуще «жесткая ловкость расчетливости и спекуляции» – разве что не вздор, даже очень опасный вздор?

Ф. Федье: Это не антисемитское положение
. Ведь концепт “des Riesigen” – центральный для Хайдеггера в тридцатые годы; для него эта характеристика современного мира, который он именует «миром, утратившим мир» (Welt der Weltlosigkeit). Когда он говорит о том, что уже очень рано сложилась утрата мира еврейством, то он рассматривает еврейство как первую жертву этого Riesigen. В то время как ныне интерпретируют дело противоположным образом: как будто еврейство было первоосновой des Riesigen.

---------------------------------
Хайдеггер о «еврейском начале» (das Judentum) и «мировом еврействе»:

Приведу конкретные высказывания Хайдеггера о «еврейском [национальном] начале» (das Judentum). Полагаю, что это необходимо как раз для будущего – теперь уже контекстуального – обсуждения вопроса: являются ли эти (разбросанные по текстам 3-х томов) формулировки антисемитскими? Они, эти характеристики, разбросаны по тексту.
«Евреи, – пишет Хайдеггер, – издавна живут, обладая подчеркнуто расчетливой (или расчетной – Н.М.) одаренностью (bei rechnerischen Begabung), и уже соответственно расовому принципу, почему они также резким образом обороняются от неограниченного использования этой способности. Устроение (Einrichtung) расистского взращивания возникает не из самой жизни, а из того, что жизнь подчинена власти Machenschaft»[21].

К приведенной формулировке Хайдеггер присоединяет и другие – и их смысл, значение лучше всего уяснится, когда они будут взяты в их совокупности и именно контекстуально.

Так, говоря о разных уже известных нам “-losigkeiten” (Bodenlose, Geschichtslose и т. д.), Хайдеггер и здесь вклинивает в разговор негативные характеристики «еврейского начала» (das Judentum). Вот соответствующие формулы: «И возможно, в этой «борьбе», в которой просто борются вокруг утраты целей (Ziellosigkeit) и которая при этом может быть только искаженной формой «борьбы» – «побеждает» самая большая беспочвенность, которая ни к чему не привязывается, всё делает только поставленным [себе] на службу (“das Judentum”, еврейское начало). Но победа в собственном смысле, победа истории над [всем] утратившим историю, будет достигнута только там, где беспочвенное (Bodenlose) исключит самое себя…»[22].

Непосредственно за этим отрывком идет другое, и тоже негативное высказывание: «Один из скрытых гештальтов des Riesigen, и возможно, старейших, – это жесткая ловкость, сноровка (Geschicklichkeit) в исчислении и спекуляциях, во всяческом хаотическом вмешательстве (Durcheinandermischens) – на чем и покоится утрата мира (Weltlosigkeit) в еврейском начале (Judentum)»[23].

Группируя в характеристиках еврейской нации негативные «одаренности», как и признаки всеобщих «-losigkeiten», Хайдеггер не мог, конечно, не вспомнить о других, уже вполне позитивных «одаренностях» (Begabung), обычно увязываемых с «еврейским началом». Это действительная «одаренность» (она, разумеется, есть и у других наций) к занятиям наукой и искусствами, одним словом, к плодотворным действиям в сфере культуры. Но и тут у Хайдеггера заготовлена нужная ему негативная, в конечном счете, интерпретационная «рамка»… «Присвоить себе «культуру» как средство власти и тем самым утвердить себя, ложным образом обеспечив [свое] превосходство – это, в основе своей, и есть еврейский образ действий (Gebaren). Что из этого вытекает для культурной политики?»[24]. Какие «действия» для «культурной политики» нацизма «вытекали» из сходных, с позволения сказать, мнений и убеждений, мы уже хорошо знаем: «вытекал» геноцид еврейской нации… Вряд ли сам Хайдеггер нацеливал свою нацию именно на это. Но объективно, в реальной истории все ведь произошло по нацистскому сценарию… А значит, напрашивается вывод о том, сколь пагубно для мыслителей хотя бы в «теоретических», но опасных своими практическими последствиями формулах «совпадать» с крайними политическими силами, готовыми к всемирному насилию на «национальной почве».

Имеются у Хайдеггера и формулировки относительно «интернационального еврейства» (internationale Judentum). Скажем, есть контекст, где Хайдеггер ведет речь о «завершении необусловленного Machenschaft как устранении по видимости «личной» и личностной деспотии Никто (des Niemand)…», об отрезке истории, когда «власть ничто внедряется во внешнее…», когда «империалистско-милитаристские» и, наоборот, «человечно-пацифистские» способы мысли как бы «принадлежат друг другу». И вот во всё это тоже вклиниваются характеристики «международного еврейства» (internationale Judentum). Пример: «При этом оба (названные выше – Н.М.) способа мысли, – пишет Хайдеггер, – обслуживаются «международным еврейством»; и когда один способ взывает к другому и производит его, – тогда делание «истории» по образцу Machenschaft сплетает всех игроков в одну сеть: в кругу Machenschaft имеются “смехотворные государства”, но также смехотворные культурные “деяния”»[25].

Часть характеристик, приписываемых Хайдеггером еврейской нации, особенно «интернациональному еврейству», включены в негативное описание «деяний» некоего исторического сплава: американизм, большевизм, «мировое еврейство». Вот почему сейчас надо ввести в разговор хайдеггеровское рассмотрение «английского» и «американского» исторических (и национальных) измерений. И в рамках этих рассуждений Хайдеггера нам снова встретится его разговор о «еврейском начале».

[21]     M.Heidegger. GA. Bd. 96. Überlegungen XII. S. 82. Для понимания пассажа приведенного выше тоже надо учесть нечто дополнительное: «расовый принцип», «выращивание расы» в понимании Хайдеггера не носят чисто негативного характера. (Так, философ возражает против «полного лишения народов расового начала» – против Entrassung der Völker, – обсуждая перспективы возможного единства немцев и русских).
[22]     M.Heidegger. GA. Bd. 95. Überlegungen VIII. SS. 8–9, 9.

[23]     Ebenda
[24]     M.Heidegger. GA. Bd. 95. Überlegungen X. S. 80.
[25]     M.Heidegger. GA. Bd. 96. Überlegungen XIII. S. 76,77.


http://iph.ras.ru/94_96.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru