Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интергация

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

8 мар. 2014 г.

Валерий Скурлатов: Индустриальная и постиндустриальная модернизации — разное отношение к прошлому

Как социально-психологически объяснить люто-экзистенциальную ненависть к прошлому, свойственную тем или иным социальным общностям? В истории немало самых разнородных проявлений «войны с прошлым», требуется внести в этот кажущийся хаос некоторый порядок, воспользуемся субъектным пониманием времени, изложенным в заметке «Осмысление событий в Украине и выводы для РФ» (6 марта 2014 года). Вот сейчас перечитал первые главы романа Томаса Манна «Волшебная гора» (1924) о воздействии переживания времени на Ганса Касторпа и о предположении автора, «что воздействие эпохи на отдельного человека захватывает даже его физическую организацию» (стр. 50), и заглянул в последние главы трактата Мартина Хайдеггера «Бытие и время» (1926) - «Временность и повседневность», «Временность и историчность», «Временность и внутривременность как источник расхожей концепции времени». И собрался с духом подступиться к этой глубинной проблеме, держа в уме богатейший эмпирический исторический материал, особенно совсем недавний египетский и украинский.

Субъектное Новое Время (Модерн) онтологически отличается от досубъектно-феодального «старого времени», что подробно прослеживается в книге польской исследовательницы Марии Оссовской «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» (русский перевод 1987), а ранее осмысливалось Гегелем в "Феноменологии духа" (1807) и "Философии духа" (1817). Борьба со «старым режимом», обычно характеризующаяся растаптываением собственного прошлого, наиболее резко проявилась в Англии при Генрихе VIII, когда почти все католические храмы подверглись разрушению и разграблению, и кругом болтались повешенные попы, а также в революционной Франции и в модернизирующейся бисмарковской Германии, в политике «культурной борьбы» (Kulturkampf). Итак, переход от досубъектности «аграрной экономики» к доминированию низовой субъектности (буржуазии) и соответственно к развитию промышленности, то есть к «индустриальной модернизации», сопровождался довольно решительным уничтожением «старых» святынь.
Такое попрание собственной традиционной инерционности было необходимо для переделки-формирования новой рабочей силы, приспособленной для труда и жизни в условиях нового производства. Тогда на первом плане стояла как можно более всеобщая социализация, и кто с ней запаздывал, как полуфеодальная царская Россия или полуфеодальный цинский Китай, - тот отставал. Вот почему на первый план выходил Kulturkampf в той или иной разновидности, от реформистских до революционных, в том числе до экстремистских. Наиболее острые примеры борьбы с прошлым в русле политики как можно скорее и решительнее социализировать население, чтобы включить его в местную «индустриальную модернизацию», - это Советский Союз в 1920-1930-е годы, маоистская «культурная революция» и в какой-то мере полпотовский «культурный геноцид» и кимирсеновское «чучхе».

Итак, «индустриальная модернизация» на Западе и Востоке характеризуется борьбой с собственным прошлым, что диктовалось требованиями как можно более широкой социализации для нужд индустриализации.

А при нынешнем переходе от «индустриальной экономики» к постиндустриальной «экономике услуг» и «экономике знания» и соответственно к форсированной низовой субъектизации наблюдается прямо противоположное — уважение-внимание к собственному прошлому, каким бы кровавым и неприглядныи оно ни было. Например, Коммунистический Китай в ходе своего фантастического модернизационного прорыва сменил негативную по отношению к прошлому установку маоистской «культурной революции» на политику культивирования символов прошлого, и не только древнего и имперского, но и маоистского, и мавзолей Мао Цзэдуна и сам Мао Цзэдун остаются главными святынями китайской супердержавы...

И совсем другое отношение к памятникам прошлого — у нынешних контрсубъектников исламистской реакции ... Например, когда после каирского Майдана (Тахрира) к власти пришли «братья-мусульмане», то они вознамерились взорвать знаменитые египетские пирамиды как «языческие», а афганские исламисты тамошнего «правого сектора» (талибан) расстреляли-обратили в пыль знаменитые древние статуи Будды в Бамиане с таким же остервенением...

Интересно проанализировать онтологически-экзистенциальный исток переживания времени-эпохи у всех этих ненавистников прошлого, порождающий их психологически-мотивационные установки и даже «физическую организацию». Тут — сатанинская бездна. Разве может правоверный судить мертвых, рушить их статуи и вышвыривать из могил? «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие... - призывает Иисус Христос. - Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Евангелие от Луки 9:60, 62). Судить мертвых будет Господь Бог в Судный день, а те, кто судят прошлое ... - тот от «партии Иблиса», а не от «партии Аллаха», тот просто сам сатанист. Правоверный понимает, что нам не дано до Судного дня знать, кто орудие Божье, а кто орудие Сатаны, и потому надо выполнять свой долг по овладению будущим, восходя к субъектности-богоподобию, и не потрошить прах усопших предков.

В романе Томаса Манна «Волшебная гора», в эпопее Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (1913-1927), в ряде других эпохальных произведениях Модерна выявлена феноменология времени у людей разного склада, и в том числе у тех, у кого их время отстает от времени эпохи, и они утрачивают свой «проект будущего» и винят в этом собственное прошлое, чтобы снять свой комплекс неполноценности. Присущая каждому человеку воля-устремленность к субъектности, сталкиваясь с вызовом убегающего вперёд времени эпохи и не способная мобилизоваться на достойный ответ и модернизировать своё настоящее, оборачивается контрсубъектностью-контрмодернизацией, и вскипает энергетикой фрустрации и обрушивается на неспособное сопротивляться прошлое. Контрмодернизационная «война с прошлым» служит заменой (субститутом) модернизационного «порыва вперед» к Богочеловечеству, то есть благовествования Царствия Божьего, которое предстает целью истории и прогресса и ныне проявляется как становление постиндустриально-информационного «общества знания».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru