Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интеграция

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

28 нояб. 2013 г.

Валерий Скурлатов: Классовая борьба как проявление борьбы за субъектизацию


Марксизм с его учением о классовой борьбе доказал свою колоссальную прогнозно-эвристическую ценность и в этом плане сопоставим с физикой Ньютона или биологией Дарвина. Казалось бы, он более-менее адекватно объясняет такие всемирно-исторические процессы и социально-экономические сдвиги, как переход от феодализма к капитализму через буржуазные революции или ряд социальных конфликтов индустриального общества, однако в ХХ веке выявились некоторые нестыковки марксистской теории и политической практики, что подвигло немало сильных умов, сохраняя первоисходники марксизма, теоретически и практически преодолеть обнаружившиеся трудности. Аналогично в ХХ веке физики и биологи всячески стремились в рамках ньютонианской и дарвиновской парадигм найти место новым фактам. Ранее геоцентрическая система мироздания Птолемея тоже стремилась «переварить» новооткрытые странности в движении небесных тел, пока не была заменена более адекватной гелиоцентрической системой Коперника.

Не буду перечислять теоретиков и практиков, которые искренне считали себя марксистами, но фактически выходили за рамки марксистских абстракций в стремлении объяснить новую политическую, социальную и экономическую конкретику. Из теоретиков можно назвать Дьердя Лукача, Антонио Грамши, Эрика Хобсбаума, Иммануила Валлерстайна, Луи Альтюссера, Славоя Жижека, не говоря о разнообразных неомарксистах и сотнях других очень достойных отечественных и зарубежных обществоведов, а из практиков — Ленина, Мао Цзэдуна, Полпота, Ким Ир Сена, Дэн Сяопина, евромарксистов и др. Короче — Маркс не менее значим в обществознании, чем Ньютон и Дарвин в естествознании.

И как постоянность скорости света во всех системах отсчета или как наименьший квант действия казались досадными облачками на ясном ньютонианском горизонте, так и не встраивающиеся в марксистскую схему социально-политические явления типа невозможности с марксистских позиций объяснить живучесть «азиатского способа производства», а прежде всего несостоявшиеся пролетарские революции в развитых буржуазно-капиталистических странах и, наоборот, победа марксистов на периферии мировой капиталистической системы и в то же время вскоре обнаружившаяся невозможность «некапиталистического пути развития», не говоря уж о всяких надстроечных извращениях, порушивших утопический миф о коммунистическом «социально рае», - рушат марксистскую аксиоматику.
Например, аксиома о «классах» оказывается столь же грубой и подлежащей более тонкому анализу, как и аксиома Ньютона об абсолютном пространстве и абсолютном времени.

Учение о классах и классовой борьбе кажется весьма логичным. Мол, в обществе существует разделение труда и соответственно специализация агентов труда, прежде всего по отношению к средствам производства — к земле на селе и к заводу в городе. Одни владеют средствами производства, другие работают на них, получая за свою работу заработную плату и подвергаясь в то же время эксплуатации со стороны владельцев земли и заводов, всех этих проклятых городских и сельских «буржуев». И вот трудящиеся, осознав факт своей эксплуатации и свой классовый интерес, поднимаются против эксплуататоров и свершают социальную революцию. И забирают средства производства в общенародную собственность. И продолжают трудиться с той же интенсивностью и обычно за более скромное вознаграждение, но зато радостно, понимая, что работают не на паразита, а на себя.

Этот вздор опровергла жизнь. Нищие не восстают, а наоборот, чем они угнетённее и беднее, тем им милей господа. Рабочие с Уралвагонзавода шлют на три буквы Виктора Анпилова и его ученика Сергея Удальцова и готовы защищать Путина и на выборах голосуют за него. Аналогично ведут себя бабульки, пенсионеры, бюджетники, служивые, зэки. Если и дальше будут снижаться зарплаты и пенсии, то не только не произойдёт никакого «социального взрыва», но нищие ещё больше сплотяться вокруг господина-раздатчика благ. Говорят, когда Сталина спросили, как добиться покорности и энтузиазма трудящихся масс, он будто бы ответил - «Надо бить их по пузу!». И для иллюстрации схватил петуха, ощипал его и голенького бросил на пол, и тот преданно прижался к голенищу мучителя, которого посчитал хозяином своей жизни и смерти. А был бы петух сытым, он бы это голенище клюнул...

Этот парадокс смущал марксистов в начале ХХ века — как может среди несамодостаточных работяг возникнуть классовое сознание и пробудиться осознанный классовый интерес. Если сами бедные трудящиеся не могут обрести классовое сознание, то надо-де революционерам принести им оное извне. Тысячи томов написали марксисты на эту тему «привнесение классового сознания извне», забавно ныне перечитывать этот наив, в том числе книжку Георга Лукача «История и классoвое сознание. Исследования о марксистской диалектике» (1922; русское издание 2003), в которой много говорится о «пролетарской революции» в России. Но насколько «пролетарской» эта революция была? Да, вожди этой революции, как и любой «буржуазной» революции, набирали массы сторонников среди разных слоёв населения, в том числе из рабочих (хотя много рабочих выступило против большевиков). Но в верхушке большевиков не было ни одного рабочего, и по формальным признакам «рабочим от станка» можно считать лишь Лазаря Моисеевича Кагановича, все остальные были выходцами из мелкобуржуазной среды, являлись мелкобуржуазными радикалами. Аналогично революционно-марксистское ядро в других странах Запада и Востока состояло не из рабочих, а из мелкобуржуазных радикалов, считавших себя обделёнными правящими феодалами и обслуживающим их финансово-экономическим крупняком.

Если рассмотреть, кто же восставал в забастовках города и в погромах помещиков на селе (не только в России), то увидим, что во главе шли и по сей день идут более-менее экономически-самодостаточные (зажиточные, богатые) застрельщики. Они — не ощипанные петухи, а имеющие броню материального оперения, запас экономического самостояния. Конечно, им мало ресурсов, которые они хотят вырвать их из-под монополии крышуемого властью крупняка. Короче, восстают те, кто более-менее обладают экономической самодостаточностью или стремятся обрести её, а сопряженная с самодостаточной собственностью экономическое самостояние (богатство) подразумевает наличие собственного интереса и тем самым склонность к социально-политической субъектности. И в путинской РФ решаются на забастовки не уралвагонзаводцы, а высокооплачиваемые авиадиспетчеры, "фордовцы" и т.п.

Таким образом, восстают «субъектники» или те, кто благодаря точке опоры в базисе стремится стать субъектом, и вокруг них кристаллизуются те довольно бесформленные-неорганизованные аггломераты, которые марксисты называют «классы», «классовое сознание» и «классовая борьба». Обращать внимание следует не столько на эту малоопределённую «классовую атмосферу», а на всегда чётко выраженное субъектно-взрывное «ядро». Поэтому все революции, как бы они себя не называли, и даже контрсубъектные контрреволюции, по сути всегда и везде являются субъектными революциями той или иной формально-идеологизированной направленности.

Не замшело-пустоватый термин "класс", а глубинно-понятую "субъектность" следует поставить в центр обществоведческого анализа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru