Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Помня Прошлое, Созидая Будущее, Жить Настоящим!

Традиция - Революция - Интергация

Вы, Старшие, позвавшие меня на путь труда, примите мое умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь. Я пойду за вами!

Наши корни
: Белое Дело (РОВС / РОА - НТС / ВСХСОН), Интегральный национализм (УВО / УПА - ОУН / УНСО), Фалангизм (FET y de las JONS / FN), Консервативная революция (AF / MSI / AN / ELP / PyL)
Наше сегодня: Солидаризм - Традиционализм - Национальная Революция
Наше будущее: Археократия - Энархизм - Интеграция

29 мая 2013 г.

Андрей Васильев: Спящий император

A 560 años de la captura de Constantinopla por la brutalidad turca, sigue siendo un misterio el destino de los restos del ultimo emperador Constantino XI Paleólogo, aunque sí se sabe que murió combatiendo junto a los suyos. Constantinopla, el Alcázar de Toledo o Berlín, mas allá de las consideraciones políticas han sido hitos geográficos de la lucha entre civilización y barbarie.

Ранним утром 29 мая 1453 года, после четырехчасового боя османским янычарам удалось ворваться в осажденный Константинополь. Жители византийской столицы увидели красный османский штандарт на городских стенах и услышали торжествующий клич: «Город взят!».

Осада Константинополя, длившаяся 53 дня, закончилась победой турецкого оружия. Более семи недель защитники города противостояли многократно превосходящей их как по численности, так и по техническому оснащению Османской армии. Константинополю удалось выдержать самый тяжелый обстрел в истории Средневековья: более пяти тысяч выстрелов из пушек, отбить три полномасштабных штурма, уничтожить подкопы и осадные башни турецких инженеров. Но в последний день Византии судьба благоприятствовал османам. Когда командир итальянского отряда Джустиниани Лонго был ранен и отправился на свой корабль, чтобы получить врачебную помощь, его генуэзские солдаты побежали, сея смятение и неразбериху в рядах защитников в решающий момент штурма.

Византийский император Константин XI Палеолог, лично руководивший обороной города, попытался воспрепятствовать панике, но это оказалось ему не по силам. Деморализованные защитники обратились в бегство, погибая под саблями янычар, в надежде достигнуть спасительной гавани Золотого рога, где стояли итальянские корабли. Император вместе с ближайшими соратниками – последними представителями византийской аристократии предпочел смерть позорному бегству и погиб, защищая свою столицу.

О смерти Константина не осталось достоверных свидетельств. Все, кто находился рядом с императором, разделили его судьбу. «Император Константинополя был убит. Никоторые говорят, будто ему отрубили голову, другие – что он умер, прижатый к воротам», - эти слова флорентийца Джакомо Тетальди суммируют все, что известно о последних минутах жизни Константина Палеолога. Более подробные отчеты об этом событии, хотя и эмоциональны, но малодостоверны.

По версии византийского историка Лаоника Халкокондила, император обратился к своему родственнику Кантакузину и ближайшим соратникам со словами: «Давайте же выступим, мужи, против этих варваров», и устремился в гущу битвы, «Кантакузин, храбрый человек, погиб; самого императора Константина оттеснили… он получил рану в плечо, а затем был убит».

Другой хронист Дука сообщил о смерти Константина следующее: «Царь же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?» Ибо он был совершенно покинут всеми. Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его; но и он дал турку ответный удар; другой же из турок, оказавшийся позади царя, нанес ему смертельный удар, и он упал на землю» (1).

Кардинал Исидор, которому удалось бежать из Константинополя на Крит, утверждал, что отрезанная голова императора была преподнесена в дар султану Мехмеду и что ее несли перед войсками в качестве триумфа, когда они возвращались в Андрианополь. Позже эта история обросла дополнительными апокрифическими подробностями. Утверждали, что император бросил свои регалии и дрался как обычный солдат, чтобы не быть узнанным, что позже его тело опознали по сапогам с двуглавыми орлами, что его голову по приказу султана водрузили на колонну близ Святой Софии, а затем, набив соломой, отправили по дворам владык мусульманского мира. Хотя свидетельства подобного рода многочисленны, нам сейчас трудно определить, где здесь реальные факты, а где фантазии средневековых хронистов и путешественников. К числу городских легенд османского Стамбула относятся и рассказы о предполагаемых могилах Константина. Они появляются спустя более чем через сто лет, после падения Константинополя и абсолютно фантастичны…

Греческий историк Александр Паспатис, проанализировав свидетельства о гибели последнего василевса ромеев, пришел к выводу, что тело императора так и не было найдено и что рассказ о его обезглавливании выдуман Исидором. По мнению Паспатиса, Константин, вероятно, был погребен в общей могиле вместе с другими защитниками города (2).

Неудивительно, что сразу же после трагических событий 29 мая 1453 года появились слухи о том, что последний император жив и вернется, чтобы спасти своих поданных. В конце горестного плача  «Падение города», сочиненном Эмманиулом Георгилесом в том же году, автор обращается к Константину Палеологу: «Скажи мне, где найти тебя? Жив ли ты или умер от своего меча? Султан-завоеватель Мехмед искал среди отрезанных голов и мертвых тел, но не нашел тебя… Некоторые говорят, что ты скрылся под правой всемогущей десницей Господа. Как хочется, чтобы ты был жив, а не мертв!».

Подобного рода настроения усиливали древние пророчества вроде «Откровения Мефодия Патарского» или «Видений пророка Даниила». В первом из них рассказывается о том, как мусульмане захватят «Романию, Киликию и Сирию, Африку и Сицилию, Каппадокию и Исаврию, а также и живущих близ Рима, и острова, красующиеся, словно женихи, и богохульно скажут: не избавятся христиане от руки нашей».

Но в самый последний момент, когда будет казаться, что христианский мир погибнет под ударами ислама, некий римский (т.е. византийский) царь, которого все считали мертвым, восстанет ото сна и поведет за собой армии христиан:

«Тогда внезапно восстанет на них царь Эллинский, то есть Римский, с яростью великой. Пробудится как человек, вставший ото сна... О нём думали люди, что он мертвый и ни на что не годен.  Тогда придёт он к ним (Измаильтянам)…от Византия в земле Асийской, в местности, именуемой Гефирой, и побьёт их.  И, обернувшись, царь соберёт народ из разных племен и нанесёт Измаилу раны великие в краях Меандра. И опять завяжет с ними бой в Хартокеране и сокрушит их там; и другие четыре битвы даст им, опустошая и истребляя их… Тогда восстанет и прогонит их (Измаильтян) из их жилищ,  и поднимет меч свой, и опустошит Ефрив, отечество их, и возьмёт в плен жён и детей их... Умиротворится земля, опустошенная ими, и возвратится каждый в землю свою, в наследие отцов своих: в Армению, Киликию, Исаврию, Африку, Элладу и Сицилию»(3).

После 1453 года это пророчество стали применять к Константину Палеологу. Говорили, будто в последний момент, когда янычары готовились убить его, Ангел Господень похитил царя, превратил в мраморную статую и скрыл в подземной пещере под Золотыми воротами. Мраморный император спит в ожидании дня и часа, когда его призовет ангел. Турки, продолжает легенда, знают об этом, но никак не могут отыскать пещеру. Поэтому они замуровали Золотые ворота, так как именно через них спящий император должен вступить в город. Настанет день, когда Бог направит на землю ангела, тот оживит Константина и вернет ему меч, с которым он сражался в день падения Византии, тот вступит в город и будет гнать турок до Яблочного древа. Другая легенда утверждает, что император спит в подземном склепе под храмом Святой Софии. 

Таким образом, греческие легенды вводят последнего императора Византии в число сакральных фигур мировой истории – «спящих королей», среди которых король Артур, Карл Великий, Фридрих Барбаросса.

По мнению Юлиуса Эволы различные легенды о короле, впавшем в сон или в летаргическое состояние, представляют собой частные случаи «общего мифа о невидимом вселенском императоре и правителе, а также о его проявлениях. Эта тема возникает начиная с самой глубокой древности, и она тесно связана с доктриной “циклических проявлений”, аватар, то есть с проявлением в определенные моменты и в различных формах единого Принципа, который в промежуточные периоды пребывает в скрытом, непроявленном состоянии. Так, этот правитель имеет все отличительные черты воплощения самого Принципа; легенда через различные образы обязательно подчеркивает, что он “не умирает”, что он лишь удаляется в недоступное место, откуда он однажды появится снова; что он “спит” и должен рано или поздно проснуться. Так, сверх-исторический элемент накладывается на элемент исторический, превращая в символ личность реального правителя, короля. Иногда имя такого человека сохраняется, но означает уже нечто трансцендентное по отношению к ней самой».

Критский иконописец Георгий Клонцас около 1590 года изобразил эти ожидания в серии из семнадцати миниатюр. На них император спит, охраняемый ангелами, затем входит в Константинополь и коронуется в Святой Софии. Следующие миниатюры изображают его шесть побед над турками, молитву в Каппадокийской Кесарии, поход в Святую Землю, триумфальное возвращение в Константинополь. На последней миниатюре он вручает свою душу и царские регалии Богу на Голгофе. Согласно Мефодию Патарскому, это должно произойти перед приходом в мир Антихриста:

«Когда явится сын погибели, взойдет царь Римский на Голгофу, где стоит древо Креста, на том месте, где был пригвожден Господь наш Иисус Христос и ради нас претерпел желанную смерть. И снимет царь Римский венец свой и возложит его на Крест, и прострёт руки свои к небу, и передаст царство своё Богу и Отцу. И взойдет Крест на небо вместе с венцом царским» (Откровение Мефодия Патарского).

Здесь мы видим явные параллели с историей сэра Галахада и вознесением Святого Грааля:

«И с тем опустился он на колена перед престолом и стал молиться. И внезапно отлетела душа его к Иисусу Христу, и великое воинство ангелов вознесло ее к небесам прямо на виду у двоих его товарищей. И видели также двое рыцарей, как с небес протянулась рука, но тела они не видели, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его и копье тоже и унесла на небо. С тех пор не было больше на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль» (Томас Мэлори. Смерть Артура).

Несмотря на мученическую смерть, Православная церковь так никогда и не признала Константина Палеолога Святым. С православной точкой зрения он был еретиком-униатом, а некоторые современники даже отказывали ему в праве именоваться императором: из-за того, что жители Константинополя не признавали униатское духовенства, официальной коронации Константина в Святой Софии так и не произошло.

Хотя церковного прославления последнего византийского императора не было, многие православные особенно русские и греки считали и считают его Святым. В Белозерских святцах (1621) под 30 мая содержится запись: «В той же день пострада благоверный царь Константин от нечестиваго турскаго царя, иже воцари себе». В русском календаре святых XVIII века из библиотеки Филимонова под 29 мая отмечается память «Константина – царя, пострадавшего от турок» (4)

На иконе, написанной Фотием Контоглу (1895-1965) – одним из самых известных греческих православных иконописцев XX века – Константин принимает мученический венец от ангела. В руках его свиток со словами: «Течение совершил, веру сохранил» (2 Тим, 4:7). На другой иконе этого же автора две женские фигуры, олицетворяющие Церковь и Грецию склонились над телом императора.

Можно по-разному относиться к вопросу о признании или непризнании Константина Палеолога Святым. Но нельзя не согласиться со словами английского историка Стивена Рансимена о том, что для всех восточных христиан он стал символом верности своему долгу и что на протяжении столетий они «чувствовали воодушевление и прилив отваги всегда, когда говорили о последнем христианском императоре, покинутом своими западными союзниками, который твердо стоял в проломе стены, сдерживая натиск неверных до тех пор, пока они своим числом не одолели его, и он не пал — вместе с империей, ставшей ему саваном».


© Андрей Васильев, «Общество Святого Феодора Гавраса».
© www.graal.org.ua



(1) Михаил Дука. Византийская история// Византийский временник. - 1953. - №7. - С.338-410.
(2) Donald M. Nichols. The Immortal Emperor. Cambridge University Press, 1992. – р.93-94.
(3) Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянерусской литературах. М., 1897. Тексты. С. 5-50 (по ватиканской рукописи XVIII в.). Перевод Деревенский Б. Г.
(4) Сергий, Полный месяцеслов Востока, 1876, т. 2, с. 141 - ссылка на Филим. сн. 30 мая, №54, и с. 142 - Белоз. 516., 1621, - под 30 мая


Изображения

 1. Константин Палеолог Драгаш, греческая икона.
 2. Осада Константинополя. Панорама 1453. Стамбул.
 3. Мехмед II въезжает в ворота Константинополя. Фаусто Зонаро.
 4. Константин Палеолог – спящий император, из книги пророчеств Стефания Левкадия, Афины, 1838.
 5. Константин Палеолог принимает мученический венец. Икона Фотия Контоглу.

6. Плач по Константину Палеологу. Фотий Контоглу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Восточная Фаланга - независимая исследовательская и консалтинговая группа, целью которой является изучение философии, геополитики, политологии, этнологии, религиоведения, искусства и литературы на принципах философии традиционализма. Исследования осуществляются в границах закона, базируясь на принципах свободы слова, плюрализма мнений, права на свободный доступ к информации и на научной методологии. Сайт не размещает материалы пропаганды национальной или социальной вражды, экстремизма, радикализма, тоталитаризма, призывов к нарушению действующего законодательства. Все материалы представляются на дискуссионной основе.

Східна Фаланга
- незалежна дослідницька та консалтингова група, що ставить на меті студії філософії, геополітики, політології, етнології, релігієзнавства, мистецтва й літератури на базі філософії традиціоналізму. Дослідження здійснюються в рамках закону, базуючись на принципах свободи слова, плюралізму, права на вільний доступ до інформації та на науковій методології. Сайт не містить пропаганди національної чи суспільної ворожнечі, екстремізму, радикалізму, тоталітаризму, порушення діючого законодавства. Всі матеріали публікуються на дискусійній основі.

CC

Если не указано иного, материалы журнала публикуются по лицензии Creative Commons BY NC SA 3.0

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии («by-nc-sa»), но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, основанные на этом, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Mesoeurasia

Mesoeurasia
MESOEURASIA: портал этноантропологии, геокультуры и политософии www.mesoeurasia.org

How do you like our website?

>
Рейтинг@Mail.ru